November
2022
Марина Преображенская для CRE о вариантах действий приостановивших работу брендов
Marina Preobrazhenskaya, Senior Associate of Real Estate. Land & Construction Practice
Большинство иностранных компаний, приостановивших работу в России в феврале-марте, планируют определиться до декабря. Вариантов по-прежнему несколько: уход, ребрендинг/даунбрендинг, передача представительств интересантам из других стран, выход из договоров с отдельными магазинами. Некоторые игроки, впрочем, собираются и дальше сохранять статус "приостановившихся", однако собственники помещений настроены уже не так лояльно, как полгода назад, требуя пересмотра договоров, штрафов и судов.
По итогам III квартала 2022 года многие крупные международные игроки начали освобождать или оптимизировать площадки в московских торговых центрах, что уже привело к росту среднего уровня вакансии, рассказывает Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group (ex-Knight Frank Russia). Однако рынок продолжит искать альтернативные способы для поддержания бизнеса и заполнения пустующих площадей, убеждена она.
В итоге до конца года продолжится тенденция передачи бизнеса иностранными компаниями, приостановившими деятельность на территории России, локальным игрокам или странам из списка стран-партнеров. Одни продадут бизнес целиком или частично, другие – передадут долю в доверительное управление локальному менеджменту на время. Такие маневры позволят иностранным ретейлерам в дальнейшем вернуться на российский рынок и продолжить работу в привычном формате.
По итогам третьего квартала с начала февральских событий об уходе из России объявили более 15 иностранных брендов (о приостановке деятельности заявили более 180 брендов). Кроме того, было зафиксировано несколько "переоткрытий" под новыми брендами ретейлеров, ранее приостановивших операционную деятельность: L'Occitane ("Л'Окситан"), "OBI" (ОБИ), McDonald's ("Вкусно – и точка"), бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (RE, CR, M, "Син", "Хс"), CCC (Obuv), Mango и другие. Иностранные компании выработали оптимальные модели и "набор" мер, соглашаются в Orchards: передать российское подразделение компании дружественному партнеру; изменить название юридического лица, на то, которое не ассоциируется с ранее присутствующей компанией; провести ребрендинг.
Пока же H&M до конца года собирается закрыть в России все магазины, а ООО "Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц", представляющее в России бренд H&M, подало в московский арбитраж иск к ООО "Парк развлечений", управляющему комплексом "Остров Мечты". Как сообщает РИА Недвижимость, истец требует от ответчика вернуть имущество, которое осталось на торговой точке, а так же принять помещение по акту ввода от 23 августа 2022 года. Ранее "Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц" уже сообщала о препятствиях в доступе к арендованным помещениям; предварительные слушания назначены на 12 января. До этого суды трех инстанций, в свою очередь, удовлетворили иск собственника объекта к H&M, обязавший выплатить более 0,5 млрд рублей. Иски к зарубежным игрокам торговые центры подавали и раньше – ответчиками по делам "исполнение обязательств по договорам аренды", выступали и выступают Victoria's Secret, Uniqlo, Adidas, Nike и другие игроки.
В свою очередь, схемы возможных возвращений или работы под новыми флагами называются экспертами неотработанными, "мутными" и "на эмоциях". Некоторые компании и бренды, узнав о возможном включении их продукции в формат параллельного импорта, например, заявили о том, что, вероятно, продолжат поставки в Россию (Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani, Kerastase и пр). О том, что на российском рынке намерены остаться все крупные итальянские игроки (Pirelli, Barilla, Ferrero и др.), заявил на днях и президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини. По его словам, компании не ведут никаких переговоров об уходе, хотя сейчас для них изменилось многое, в том числе – логистика, удорожание которой составило, как минимум, 15%.
Другие участники рынка, впрочем, поспешили откреститься от новых собственников и вообще бизнеса в России. Так, в Inditex уточнили, что группа компаний Daher, которая покупает бизнес холдинга (марки Zara, Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear и др.), "будет работать в стране под собственными брендами", сообщают "Известия".
Марина Преображенская, старший юрист практики "Недвижимость. Земля. Строительство" юридической фирмы VEGAS LEX:
"Большая часть исков в суд была подана владельцами торговых помещений в августе и сентябре, и на сегодняшний день рассмотрение требований еще не завершено. Возможность же одностороннего выхода из арендных отношений напрямую зависит от условий договора. Наличие у арендатора в договоре права на односторонний немотивированный отказ от договора, как правило, обусловлено обязанностью арендатора выплаты арендодателю денежной компенсации (платы за отказ). Размер санкций в рамках досрочного расторжения договора может доходить до 60–80% от размера оставшейся арендной платы, выплачиваемых единовременным платежом. При наличии права на односторонний отказ от договора, приостановившие деятельность компании пользуются законным способом прекратить арендные отношения (например, компания Adidas отказалась от договоров аренды в некоторых региональных магазинах).
Однако многие договоры аренды, заключенные зарубежными брендами, не предусматривают права арендатора на односторонний отказ от договора, и закрытие магазинов без согласия арендодателя не влечет прекращение арендных отношений; более того, приводит к нарушениям условий договоров. Де-юре владельцы магазинов по-прежнему обязаны платить арендную плату, и несут ответственность за неисполнение обязательств, в том числе, по ведению в арендованных помещениях торговой деятельности. Длительность таких нарушений иностранными ритейлерами, заявившими об уходе из России, повлекла массовую подачу исков к ним со стороны торговых центров. В частности, арендодатели обратились в суд по поводу договоров с Uniqlo, Adidas, Nike, Zara, H&M и др. Торговые центры просят взыскать с ритейлеров штрафы за неправомерное приостановление коммерческой деятельности, задолженность по арендной плате, а также убытки, причиненные арендодателям.
Суммы, предъявленные к взысканию, очень различны. Одно из самых крупных требований, составляющее более полмиллиарда рублей, было предъявлено владельцем торговых центров в Самаре к Zara, (дело № А55-25729/2022). По этому делу судом уже были приняты обеспечительные меры на сумму иска по ходатайству владельца ТЦ.
Некоторые моллы сами отказались от договоров с приостановившими деятельность брендами из-за закрытия магазинов последними, и, кроме штрафов и долгов по договору, требуют с компаний убытков, причиненных досрочным расторжением договоров по вине арендатора. В качестве примера можно привести спор между ТЦ "Реутов Парк" и H&M (дело № А41-59298/2022). Стоит отметить, что ритейлер не согласился с владельцем торгового центра и подал встречный иск о признании расторжения договора аренды незаконным".
Полная версия статьи, а также комментарии других экспертов доступны CRE.ru.
С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.