July
2016
Газ с колес
Нижегородская УК Газсервискомпозит планирует втрое увеличить выпуск композитных газовых баллонов. Успех проекта стоимостью 250 млн руб. будет зависеть от решения правительства о пересмотре тарифов на газ для населения. С предложением ввести специальный тариф на сжатый газ компания обратилась к президенту на прошлой неделе. С помощью специальных мобильных станций она рассчитывает обеспечить газом отдаленные населенные пункты и общественный транспорт, работающий на газомоторном топливе. Эксперты полагают, что правительство РФ поддержит предложение инвесторов, если не найдет альтернативного и более дешевого способа газификации удаленных районов страны.
В сентябре УК Газсервискомпозит планирует запустить на своей нижегородской площадке вторую линию по производству газовых баллонов из композитных материалов. По словам генерального директора УК Олега Зайцева, это позволит утроить производство баллонов на предприятии. В 2016 году существующая линия произведет около 6 тыс. баллонов, прежде всего по заказу Газпрома (нижегородская компания выиграла три тендера на поставку мобильных автогазозаправочных станций. — „Ъ“), а после запуска второй линии объем производства достигнет 20 тыс. баллонов в год. Точный объем инвестиций в компании не называют, однако по предварительным оценкам она может обойтись в 250 млн руб., которые УК намерена вложить из собственных средств.
Первое в России производство газовых баллонов из композитных материалов было запущено в Нижегородской области в 2013 году на заводе ООО Ругазко — СП дружественной ГазСервисКомпозиту ГК Автокомпонент (51%) и норвежского холдинга Hexagon Composites ASA (49%) (с января 2015 года 51% уставного капитала, которым владела ГК Автокомпонент, был передан ГазСервисКомпозиту. — „Ъ“). В 2015 году Ругазко пришлось отозвать и бесплатно заменить на новые 30 тыс. проданных баллонов, так как российский пропан-бутан мог разрушить стенки сосудов, произведенных по зарубежным технологиям. Производство было приостановлено. Теперь компания совместно с российскими вузами разрабатывает новую технологию выпуска баллонов для газа высокого давления, которая больше подойдет для специфики российского топлива и будет дешевле. Пока на нижегородской площадке производятся композитные баллоны для транспортировки метана для Газпрома. Норвежский партнер остановил инвестиции в проект, и хотя формально СП все еще существует, по факту Hexagon Composites свернула свою работу в России. Это связано с тем, что компания была готова работать лишь по своей технологии и ориентировалась на увеличение продаж на российском рынке, а не на расширение локального производства.
Увеличить объем сбыта производимых на нижегородской площадке композитных баллонов Газсервискомпозит рассчитывает за счет развития сотрудничества с Газпромом по передвижным автогазозаправщикам (ПАГЗ), а также за счет увеличения поставок автобусных и автомобильных газовых баллонов для Группы ГАЗ и КАМАЗа. Компания уже поставила Газпрому 20 таких ПАГЗ. Кроме того, на минувшей неделе Газсервискомпозит презентовал президенту РФ Владимиру Путину свой проект Мобильный газ, направленный на газификацию отдаленных населенных пунктов и военных городков. Как пояснил „Ъ“ Олег Зайцев, речь идет об альтернативе газопровода, который, по его мнению, тянуть в небольшие населенные пункты, удаленные от крупных городов, экономически невыгодно, что замедляет газификацию районов. Мы предлагаем газифицировать небольшие деревни следующим образом: в передвижной контейнер устанавливается около 80 газовых баллонов по 210 л общим объемом 5 тыс. куб. м. В этот мобильный комплекс закачивается газ и доставляется к населенному пункту, где подключается к трубе и обеспечивает население газом. На одном населенном пункте может работать несколько таких комплексов, и чем больше поездок делает передвижная установка, тем быстрее это окупается, — пояснил господин Зайцев, добавив, что такая схема экономически обоснована, если от места заправки до потребителя не более 100 км.
Между тем, при существующем законодательстве эта схема не реализуема, поскольку тариф, устанавливаемый на природный газ для потребителей, утверждается Федеральной антимонопольной службой для всех населенных пунктов, а с учетом расходов на транспортировку сжатого газа по предлагаемой схеме его себестоимость оказывается в два раза выше, чем по трубопроводу. Поэтому, когда мы защищали проект в Агентстве стратегических инициатив, мы попросили президента оказать нам нематериальные меры поддержки, в частности, разработать отдельный тариф на сжатый природный газ для населения. Конечно, он будет выше, чем для потребителей в городе, но значительно ниже, чем на другие виды топлива, — рассказал Олег Зайцев. По его сведениям, сейчас уже готовится поручение президента проработать этот вопрос. В правительстве РФ оперативно ответить на запрос „Ъ“ не смогли. Кроме того, компания готовится в ближайший месяц подать заявку на получение мер господдержки из Фонда развития промышленности.
Эксперты полагают, что правительство РФ рассмотрит возможность изменения нормативной базы только в том случае, если подтвердится экономическая целесообразность таких проектов. Прежде чем менять законы, Минэнерго и Минэкономики РФ предстоит просчитать экономическую обоснованность этого проекта в сравнении с альтернативными методами газификации удаленных населенных пунктов в долгосрочной перспективе. Не исключено, что для потребителей выгоднее сразу заплатить больше за прокладку трубы до населенного пункта и в долгосрочной перспективе получать газ по более низкой цене, чем попадать в зависимость от поставки более дорогого газа, даже если его стоимость будет ниже альтернативных видов топлива, — рассуждает заместитель руководителя группы по проектам в энергетике VEGAS LEX Александр Лаврентьев. Если в масштабах страны не будет выявлено альтернативных, более выгодных способов газификации отдаленных районов, то правовых препятствий для формирования необходимой законодательной базы нет, полагает эксперт. Вопрос в том, насколько это соответствует нормативным требованиям к безопасности работы с газовыми системами. Не исключено, что изменения придется вносить не только в тарифную сетку, но и в законы, регулирующие правила поставки газа, — отмечает господин Лаврентьев. Что касается тарифа на сжатый газ, то он, по мнению эксперта, может рассчитываться по любому из существующих способов ценообразования, но пока аналогов предложенному проекту нет, монополист может показать завышенные расходы на транспортировку сжатого газа и впоследствии увеличить разрыв между общими тарифами на газ и тарифом на сжатый газ. Перспективы проекта будут также зависеть от позиции Газпрома, который является основным поставщиком газа для населения.
Анна Павлова