December
2016
Минздраву предписали отмену лекарств
Внеплановую проверку регионального министерства здравоохранения и ГКУ НО "Центр размещения заказа" теруправление ФАС провело по обращению ЗАО "Фирма ЦВ „Протек“". У заявителя возникли вопросы к закупке медикаментов для льготников на 2017–2018 годы, проведенной по заказу областного минздрава, с начальной ценой контракта в 590,89 млн руб. По признакам нарушения законодательства антимонопольное ведомство возбудило дело, но вскоре "Протек" отозвал жалобу без объяснения причин. При этом, как рассказала „Ъ“ начальник отдела контроля закупок управления ФАС Светлана Кирьякова, указанные заявителем факты подтвердились: "По итогам проверки мы выявили, что предмет закупки сформирован таким образом, что в нем объединяется закупка и услуга поставки, что приводит к ограничению количества участников. Кроме того, объем услуг надлежащим образом не определен — определено только количество людей, которые на дату размещения документации попадают под льготы. Ни количество заявок, которые заказчик будет направлять, ни того, какие лекарственные средства нужны будут этим лицам, документация не содержит", — рассказала госпожа Кирьякова. Ведомство признало областной минздрав и центр закупок нарушившими ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 33 и ст. 42 закона о контрактной системе, а также предписало до 26 декабря аннулировать торги и отменить протоколы электронного аукциона.
Отметим, что заявитель — компания "Протек" — в торгах не участвовал. Всего заявки на электронный аукцион подали две компании — ГП НО "Нижегородская областная фармация" и ООО "Поволжье-Фарм" (входит в корпорацию "Биотэк"), которое и стало победителем электронного аукциона, снизив цену контракта приблизительно на 1%.
В нижегородском минздраве рассказали, что не согласны с решением и предписанием нижегородского УФАС. Поэтому министерство готовит заявления в арбитражный суд Нижегородской области. Как пояснила заместитель министра здравоохранения Лариса Санинская, в области в обеспечении лекарствами нуждаются порядка 56 тыс. льготников, и существующая схема обеспечения их медпрепаратами в регионе работает с 2006–2007 года. "Она уже зарекомендовала себя как имеющая право на жизнь. Ее преимущество в том, что у нас очень высок процент получения льготниками препаратов и нет дефицита. Кроме того, нет профицита, когда лекарства залеживаются на складах и у них истекает срок годности. При этом есть оперативность и экономия бюджетных средств", — отмечает замминистра. "Когда мы сравнивали две системы, нашу и предложенную ФАС, то выявили, что по их системе мы могли бы закупить только 77% препаратов из тех, которые закупаем по нашей. Если перевести это в количественное выражение, то мы купили бы на 150 тыс. упаковок препаратов меньше и обеспечили бы на 10,3 тыс. человек меньше, чем по нашей системе", — добавляет первый замминистра здравоохранения Ирина Переслегина.
По словам юриста фирмы VEGAS LEX Анастасии Чередовой, практика по вопросу допустимости объединения в один лот поставки и отпуска препаратов складывается различно в зависимости от конкретного региона. "С одной стороны, есть позиция, что данные услуги являются технологически и функционально взаимосвязанными. С другой стороны, в 2015 году ФАС России в одном из своих писем уже высказывала настороженное отношение к подобным действиям заказчиков, расценивая их в качестве типичных примеров ограничения участников закупки. Судебная практика также в ряде случаев исходит из того, что организации оптовой торговли лекарствами и аптечные организации должны получать лицензии на различные виды деятельности. Соответственно, объединение в один лот поставки и отпуска приводит к ограничению числа участников закупки до круга тех субъектов, которые одновременно имеют две лицензии", — поясняет юрист.
Что касается указания наименований лекарств и точных объемов, то, по словам директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, чаще всего объявляется закупка на определенный объем препаратов, а не на обеспечение всем необходимым отдельных категорий граждан. "Это забота организаторов торгов — подсчитать потребность льготников в лекарствах и обеспечить эту потребность путем проведения торгов. А в представленном случае участники закупки не понимают, в каком объеме будут поставляться эти лекарства, в то время как указание точного объема закупки является обязательным условием проведения торгов", — считает эксперт.