June
2016
Коммунальные необязательства
Долги растут
Несмотря на усилия властей и энергокомпаний по налаживанию платежной дисциплины в сфере ЖКХ, объем накопленных долгов за энергоресурсы в регионах юга России продолжает расти. Так, в Краснодарском крае, по данным региональной администрации, задолженность за поставленные энергоресурсы выросла до 13 млрд руб.: по электроэнергии с начала года прирост составил 180 млн руб., по водоснабжению и водоотведению — 224 млн руб., по теплоснабжению — 530 млн руб. По словам заместителя министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Вадима Якушева, самый большой долг в регионе накоплен за потребленный газ — 4,5 млрд руб., еще по 3,6 млрд руб. составляют долги за поставки электричества и тепла, и 1,3 млрд руб. приходится на долги за воду и водоотведение.
Еще более серьезная ситуация на Северном Кавказе. По данным ПАО "МРСК Северного Кавказа", за пять месяцев текущего года долг потребителей перед компанией вырос на 809 млн руб., достигнув уровня 17,2 млрд руб. Значительное увеличение дебиторской задолженности фиксируют и газовики. Например, в Ингушетии, по данным ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", всего за три месяца этого года динамика роста газовых долгов составила 10,2%, общий их объем превысил 4,6 млрд руб.
Среди наиболее проблемных категорий неплательщиков — в первую очередь водоканалы, которые пользуются тем, что поставщик ресурсов не может их ограничить. На предприятия водного хозяйства как главный источник долгов за электричество ссылаются в ПАО "Кубаньэнерго", приводя в качестве примера компанию "Югводоканал", которая систематически недоплачивает за электроэнергию с прошлого года. Сетевики выиграли у коммунальщиков серию судов, но в целом ситуация не изменилась, даже несмотря на вмешательство органов власти — отключить таких потребителей от электричества фактически невозможно. Представители "Кубаньэнерго" поясняют, что нынешний порядок ограничения энергоснабжения не дает никаких механизмов воздействия на должников: введение режима ограничения подразумевает, что потребитель должен сам снизить свое потребление, но в 99% случаев он этого не делает и не несет за это никакой ответственности.
Попыткой федерального центра решить проблему увеличения задолженности за энергоресурсы стало принятие в конце прошлого года федерального закона "Об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" (ФЗ-307). В нем прописаны более крупные пени и штрафы за просрочку платежей, как для физических, так и для юридических лиц. Кроме того, вводится механизм финансовых гарантий для ряда предприятий ЖКХ: в случае накопления ими долгов за энергоресурсы расплачиваться по ним придется банку либо субъекту федерации. Ужесточение санкций за неплатежи было внесено и в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, предусмотрена дисквалификация руководителей ЖКХ на срок от двух до трех лет.
Власти рассчитывают, что помимо наведения порядка в платежной дисциплине все это позволит пресечь дальнейшее использование откровенно мошеннических схем, когда предприятие ЖКХ сначала набирает долги за электричество, затем банкротится, его имущество переводится на другое юрлицо, а долг безнадежно повисает на энергокомпаниях.
Каста неотключаемых
Однако представители ресурсоснабжающих организаций констатируют, что вступление в силу 307-ФЗ практически не повлияло на ситуацию с ростом задолженности. "Закон еще не заработал, поскольку не принят ряд подзаконных актов, которые позволят использовать его на практике",— поясняет руководитель специальных проектов юридической компании Vegas Lex Максим Григорьев. "Можно лишь говорить о том, что сформировалась некоторая судебная практика: в делах о взыскании предусмотренной новым законом повышенной пени суды обычно становятся на сторону поставщика энергоресурсов",— добавляет Максим Григорьев.
По мнению самих поставщиков ресурсов, применение санкций, прописанных в ФЗ-307, упирается в то, что в регионах до сих пор не составлены списки неотключаемых предприятий ЖКХ, а чтобы эти списки появились, необходимо определение соответствующих критериев на федеральном уровне.
Кроме того, далеко не во всех случаях накопление задолженности становится следствием нежелания платить или мошеннических схем. Например, те же водоканалы становятся хроническими неплательщиками отнюдь не от хорошей жизни. Как поясняют в компании "Кубаньэнергосбыт" (ГК "ТНС энерго"), основная причина формирования долгов — недостаточность тарифов: они таковы, что выручки водоканалов не хватает на оплату электроэнергии. В результате из общей задолженности потребителей перед "Кубаньэнергосбытом" в размере 5,2 млрд руб. около 1,6 млрд приходится на предприятия ЖКХ, а больше половины этой суммы — долги водоканалов. Похожая история возникла и в Ставрополье: накопление долгов краевого водоканала — наиболее проблемного в регионе предприятия ЖКХ — началось с того, что были снижены тарифы для населения. Государству необходимо ввести сбалансированные тарифы, чтобы разорвать цепочку неплатежей, уверены представители ресурсоснабжающих организаций.
Главный вопрос
Проблема многомиллиардных неплатежей может иметь отложенные последствия в виде невозможности для энергокомпаний выполнять их задачу — обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей ресурсами. "17 млрд — цифра страшная, особенно для технических департаментов,— комментирует текущий долг перед "МРСК Северного Кавказа" главный инженер компании Борис Мисиров.— У нас ремонтная программа по всем республикам небольшая — 1 млрд руб., но и ее мы не можем начать, потому что из-за неплатежей идут задержки поставок материалов, оборудования. Проблемы нарастают как ком и могут набрать критическую массу".
Выход из ситуации предполагает более активную позицию субъектов федерации, считает генеральный директор Центра коммуникаций ТЭК Ирина Есипова. По ее мнению, чтобы правительство отреагировало на ситуацию с невозможностью подействовать на злостных должников, нужна инициатива снизу — регионам следует постоянно доводить информацию до федерального центра. Одновременно, продолжает госпожа Есипова, поставщикам энергоресурсов необходимо выстроить эффективную коммуникацию на местном уровне с теми же предприятиями ЖКХ — их надо, как минимум, проинформировать о последствиях дальнейшего накопления долгов.
Конкретную методическую рекомендацию для энергокомпаний дает первый заместитель министра ЖКХ Ставропольского края Ольга Силюкова: необходимо регулярно проводить мониторинг ситуации, еженедельно направлять информацию по платежам за поставленные ресурсы главе региона. По ее словам, на Ставрополье такая практика налажена давно и дает свои результаты: уровень оплаты за услуги ЖКХ составляет 96%, на фоне соседних республик СКФО край не выглядит проблемным регионом.
Большое значение для решения проблемы неплатежей имеет и формирование инфраструктуры для прозрачной оплаты услуг ЖКХ, и здесь основная нагрузка ложится на финансовые институты, обеспечивающие сервисные функции. Например, по данным ставропольского отделения Сбербанка России, в Ставропольском крае уже 73% платежей ЖКХ осуществляется безналично — они проходят либо через удаленные сервисы — различные гаджеты, интернет-банкинг, автоплатежи, — либо через устройства самообслуживания.
В то же время обеспечить эффективное взаимодействие между поставщиками энергоресурсов, предприятиями ЖКХ и органами власти — задача крайне непростая, особенно в сфере реализации судебных решений по неплательщикам. По словам генерального директора ООО "ГУК-Краснодар" Людмилы Головченко, с 2014 года ее компания передала судебным приставам дел на 131 млн руб., но из них было взыскано только 7 млн. В управлении Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю соглашаются, что взыскание задолженности по коммунальным долгам происходит со скрипом. По данным ведомства, количество производств по неплатежам в крае выросло с 30 тыс. в 2013 году до 33 тыс. только за пять месяцев этого года, общая сумма исков в производстве вплотную приблизилась к 1 млрд руб., но взыскать ее сложно, в том числе потому, что со значительной части должников, особенно физлиц, в связи с экономическим кризисом взять фактически нечего.
По мнению Вадима Якушева, для того чтобы в полной мере оценить действие закона, необходимо дождаться принятия всей предусмотренной для его реализации подзаконной базы. Только тогда станет понятно, достаточно предоставленных законом мер для изменения ситуации с ростом задолженности в сфере ЖКХ или же рынку понадобятся новые инструменты.
Михаил Кувырко