April
2020
Вирус непреодолимой силы
Целые отрасли экономики находятся под угрозой из-за мер, принимаемых для борьбы с коронавирусом, и неудивительно, что некоторые компании стараются переложить проблемы на своих клиентов или деловых партнеров. Для начала рассмотрим одни из самых пострадавших от коронавируса отраслей — авиаперевозки и туризм. Некоторые авиакомпании вместо возврата денег за отмененные рейсы зачисляют эту сумму на счета бонусных программ для последующей покупки авиабилетов у этих же компаний. Таким образом они пытаются минимизировать свои потери. Перевозчиков можно понять: если борьба с коронавирусом затянется, они могут разориться, даже несмотря на поддержку государства. Да и насчет самой поддержки ясности нет: той же авиации и туризму пока обещали лишь прямое субсидирование убытков и «недопущение свертывания» уже открытых кредитных линий банков плюс полтора миллиарда рублей тем, кто вывозит россиян из других стран.
Никто никуда не летит
Из российских авиакомпаний деньги за билеты сейчас не возвращают, например, «Аэрофлот» (технически не дает возможность оформить возврат), «Победа» (согласны вернуть только после 1 июня 2021 года), «Уральские» авиалинии» (возвращают деньги, только если это предполагает тариф). Для того чтобы оценить масштаб проблемы, достаточно взглянуть на статистику международных рейсов российской авиации: в первом полугодии 2019 года было перевезено 24,5 млн пассажиров (на 18% больше, чем годом ранее). В 2020-м, если бы не коронавирус, цифра была бы еще больше — соответственно, если оценивать совсем грубо, в марте–июне 2020 года не смогли или не смогут совершить запланированные поездки более 17 млн человек; если предположить, что билет обошелся каждому в десять тысяч рублей, то речь идет как минимум о 170 млрд рублей, и это без учета внутренних рейсов. Если предположить, что хотя бы треть пассажиров купила билеты заранее, то выходит, что наши граждане не могут получить живыми деньгами около 60 млрд рублей. <...>
Руководитель арбитражной практики юридической фирмы Vegas Lex Виктор Петров добавляет, что возврат пассажирам ваучеров (миль) вместо денег или предоставление иных привилегий — это фактически предложение некой компенсации, от которой пассажир, безусловно, имеет право отказаться в пользу получения денег. И добиться этих денег в текущей ситуации, когда границы закрыты, вполне реально. «На нашей практике случались иски пассажиров к авиаперевозчикам в связи с опозданием на рейс или отменой рейса. Как правило, если правовая позиция авиаперевозчика достаточно сильная, то в качестве компромисса пассажиры принимают ваучеры (мили). Если же позиция пассажира обоснованна, то суды (и сами авиакомпании в досудебном порядке) считают обоснованным именно возврат денежных средств», — рассказывает Виктор Петров.
С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://expert.ru/expert/2020/16/virus-nepreodolimoj-silyi/