июля
2008
Круглый стол "Инфраструктурные облигации как инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных проектов"
Федеральная служба по финансовым рынкам намерена подготовить осенью поправки в законодательство, которые сделают возможным использование облигаций для финансирования инфраструктурных проектов. Об этом рассказал 31 июля Руководитель ФСФР Владимир Миловидов на Круглом столе «Инфраструктурные облигации как инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных проектов», организованном совместно ФСФР России и Юридической фирмой «Вегас-Лекс». «Мы видим, что потребность в новых финансовых инструментах растет вне зависимости от изменений как на российском, так и международном финансовых рынках. Речь идет о некой форме секьюритизации денежных обязательств, о структурированном финансовом продукте – инфраструктурных облигациях. Россия находится в самом начале формирования рынка более сложных облигаций, поэтому в этих условиях есть возможность изучить опыт западных коллег для того, чтобы не допустить ошибок в разработке нового финансового инструмента и создании экономической и финансовой конъюнктуры рынка, для того чтобы этот инструмент стал новым способом привлечения инвестиций», - отметил г-н Миловидов.
В ходе встречи были заслушаны выступления Александра Мишарина, Заместителя Министра транспорта РФ, и Александра Синенко, Заместителя руководителя ФСФР. В дискуссии активное участие приняли Кира Лукьянова, Депутат Государственной Думы, и Михаил Перевозов, Начальник управления Внешэкономбанка. Модератором Круглого стола выступил Альберт Еганян, Управляющий партнер Юридической фирмы «Вегас-Лекс».
Круглый стол собрал ведущих представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в развитии и продвижении инфраструктурных облигаций на российском рынке. В докладах и дискуссиях был затронут широкий спектр вопросов: цели выпуска инфраструктурных облигаций и основные участники их эмиссии, роль и возможности работы банков на рынке корпоративных займов, преимущества облигационных займов как источника финансирования стратегических инвестиционных проектов, а также отраслевые приоритеты по финансированию ГЧП-проектов через инфраструктурные облигации (транспорт, энергетика, ЖКХ и т.д.).
В ходе дискуссии был рассмотрен международный опыт применения инфраструктурных облигаций. В мире существует много схем, которые позволяют компаниям, реализующим инфраструктурные проекты, привлекать средства через гарантированные государством облигации, добавил начальник управления Внешэкономбанка Михаил Перевозов. Такой способ финансирования активно используется при реализации транспортных проектов в США, Индии, Чили, Казахстане, Австралии. «С одной стороны, инфраструктурные облигации следует рассматривать как инвестиционный инструмент, являющийся составной частью иных институтов государственно-частного партнерства. С другой стороны, учитывая анализ зарубежного опыта и высокий интерес потенциальных эмитентов к этому инструменту, можно говорить об инфраструктурных облигациях как самостоятельном инструменте ГЧП и, соответственно, необходимости законодательного «подстраивания» действующих норм для решения проблемных вопросов и устранения коллизий, которые могут возникнуть при внедрении института инфраструктурных облигаций», - отметил Альберт Еганян.
Особое внимание было уделено вопросам практической реализации концепции выпуска инфраструктурных облигаций и необходимости изменения законодательства на федеральном уровне. Участники дискуссии предложили первоочередные меры, необходимые для формирования работающего института инфраструктурных облигаций. В качестве основных этапов была заявлена разработка концепции правового обеспечения оборота инфраструктурных облигаций, а также разработка проектов изменений в действующие нормативно-правовые акты и принятие новых.
Участники Круглого стола пришли к решению, что параллельно с разработкой законодательной базы для технического выпуска инфраструктурных облигаций необходимо подготовить целевой рынок – долгосрочных инвесторов и спекулянтов, которые создают волатильность и обеспечивают ликвидность рынка. Очевидно, что это является важной предпосылкой для успеха инфраструктурных облигаций как нового перспективного инструмента на финансовом рынке России.