июля
2013
Консорциум Консультантов представил модель развития Московского авиаузла
1 июля 2013 г. Консорциум Консультантов (Lufthansa Consulting, GmbH, Первая инфраструктурная компания - InfraONE, филиал ФГУП ГосНИИ Гражданской Авиации и компания ARUP) во главе с юридической фирмой VEGAS LEX представил правительственной рабочей группе под руководством Первого вице-премьера И.И. Шувалова разработанную модель развития Московского авиационного узла (МАУ)*.
Перед Консорциумом было поставлено несколько ключевых задач. Во-первых, предлагаемая модель развития должна гарантировать качественное обслуживание авиапассажиров в МАУ до 2030 года. Это автоматически потребует высоких темпов развития всей инфраструктуры МАУ: аэродромной, терминальной, автомобильной и железнодорожной. В то же время модель развития МАУ должна обеспечивать состоятельность МАУ на глобальном рынке авиационных услуг, включая крайне конкурентный рынок международного транзита. В связи с этим консультанты уделили особое внимание международному опыту развития мультиаэропортовых авиаузлов, оптимальным механизмам управления и развития инфраструктуры, привлечения внебюджетных источников финансирования и т. д.
В ходе работы консультантами были проанализированы три сценария развития прогнозных показателей пассажиропотока МАУ, базирующиеся на дисконтированном прогнозе роста ВВП Минэкономразвития до 2030 г. В результате проведенного анализа консультантами и членами рабочей группы был выбран так называемый базовый сценарий, при котором прогноз пассажиропотока к 2030 г. составит 179 млн. пассажиров в год. При таком сценарии ожидаемый пассажиропоток вырастет практически в 3 раза по отношению к 2012 году, в котором в МАУ было перевезено около 64 млн. пассажиров. Среднегодовой рост составит 5,8%, что в несколько раз превышает тренд развития авиаперевозок в европейских странах, но не приведет к насыщению рынка авиаперевозок в МАУ к 2030 г. Сейчас МАУ уже в ТОП-10 в мире.
Для целей достижения прогнозируемого пассажиропотока к 2030 г. потребуется проведение мероприятий по устранению существующих инфраструктурных ограничителей пропускной способности: аэродромная инфраструктура МАУ (к 2021 г. текущая не сможет обеспечивать более 119 млн. пассажиров в год), автодорожная и железнодорожная инфраструктуры (достигнет предела в 86,1 млн. пассажиров в год уже к 2017 г.), терминальная инфраструктура (предел в 83,9 млн. пассажиров в год к 2017 г.).
При этом, предельным и ключевым ограничителем является пропускная способность единой системы организации воздушного пространства МАУ (ЕС ОрВД), которая сейчас может обеспечить не более 93 млн. пассажиров в год. С учетом реализации всех мероприятий, предусмотренных программой модернизации ЕС ОрВД 2016-2020 гг., пропускная способность будет поэтапно повышаться и составит около 143,9 млн. пассажиров в год.
С целью устранения выявленных ограничителей консорциум консультантов предложил реализовать около 25 инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, построить 1 дополнительную независимую взлетно-посадочную полосу (помимо запланированной к вводу в эксплуатацию в 2017 году ВПП-3 в аэропорту Шереметьево).
Для достижения показателей базового сценария консультанты также рассмотрели варианты строительства нового аэропорта (так называемой «четвертой точки»), развития «малых» аэропортов МАУ и соседних регионов и перераспределения части авиатрафика на близлежащие региональные авиахабы. В сфере финансирования необходимых мероприятий консорциум рассмотрел несколько схем, которые определяются в зависимости от выбранных инвестиционных и организационно-правовых вариантов структурирования инвестиционных проектов, капитальные вложения по которым варьируются от 320 млрд. рублей до 511 млрд. рублей.
В связи с этим, помимо бюджетных источников потребуется привлечение и иного финансирования, включая использование различных механизмов государственно-частного партнерства: государственные гарантии, концессионные, инвестиционные соглашения, КЖЦ, проектное финансирование с государственным плечом, создание SPV, софинансирование, залоги и т. д.
В настоящий момент совместные работы консорциума консультантов и членов рабочей группы по разработке модели развития МАУ продолжаются с целью финализации показателей и необходимых мероприятий.