апреля
2018
VEGAS LEX, РСПП и КПМГ обсудили механизм СПИК
25 апреля 2018 года состоялась конференция "Специальный инвестиционный контракт: перезагрузка", организованная юридической фирмой VEGAS LEX совместно с РСПП и консалтинговой компанией КПМГ.
Представители Минпромторга России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, Фонда развития промышленности, представители региональной власти, а также представители крупнейших российских и зарубежных компаний собрались, чтобы обсудить новые правила и грядущие изменения для специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
В качестве модераторов конференции выступили управляющий партнер VEGAS LEX Александр Ситников, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин и партнер, а также руководитель Департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов.
Конференция проводилась в формате оживленной дискуссии. Эксперты обсудили предстоящие в июне 2018 года изменения, касающиеся порядка заключения и условий перехода из СПИК 1.0 в СПИК 2.0, а также преимущества, которые дает СПИК по сравнению с иными мерами поддержки. Представители власти рассказали о текущих и планируемых мерах государственной поддержки по специальным инвестиционным контрактам.
Президент РСПП Александр Шохин выступил за сохранение СПИК в том виде, в котором он закреплен в законе о промышленной политике, поддержав идею о дополнительном введении нового механизма СПИК 2.0 специальным законом. По его мнению, в рамках СПИК компаниям в первую очередь нужны не налоговые льготы, а стабильность условий ведения бизнеса на период реализации инвестпроектов. "В СПИК 2.0 основной акцент делается на гарантиях инвестиций и на финансовой эффективности проекта", - подметил г-н Шохин.
Управляющий партнер VEGAS LEX Александр Ситников заметил, что с момента появления СПИК как нормативной правовой категории в конце 2014 года, данный инструмент до сих пор является наиболее прогрессивным по сравнению с законами о ГЧП или о концессиях, и вызывает максимальный интерес со стороны бизнеса.
По мнению председателя Совета Директоров корпорации АЕОН Романа Троценко, нехватка крупных капиталовложений является одной из причин отсутствия экономического роста в России, в результате чего государство должно сильнее стимулировать привлечение инвестиций на базе государственно-частного партнерства.
В дискуссии принимали активное участие представители компаний с успешным опытом реализации инвестиционных проектов (DMG MORI и Санофи Россия), а также компаний, уже подавших заявки в Минпромторг России на заключение СПИК или планирующих использование этого механизма (КАМАЗ, Уралкалий, ЛУКОЙЛ, ОМК).
Присутствующие представители бизнеса высказали ряд предложений по совершенствованию СПИК, в том числе по законодательному закреплению возможности ведения раздельного учета доходов и расходов компаний для получения льгот на прибыль. Инвесторы также призвали к увеличению предельного срока предоставления налоговых льгот за пределы 2025 года, который на данный момент установлен законодательством.
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков поддержал предложения бизнеса и выразил надежду на то, что соответствующие положения найдут отражение в новом механизме СПИК 2.0. "СПИК – сложный механизм, но это неизбежно, если государство хочет не только раздать деньги и преференции, но и получить результат для развития экономики", – отметил г-н Осьмаков.
"По своей сути СПИК – это административный инструмент влияния на экономику. Механизм этот не рыночный, а исключительно механизм административного развития экономики. Именно этот тезис вызывает наибольшие опасения", – высказал свои опасения Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов.
Г-н Чемерисов обозначил ряд возможных проблем реализации СПИК, которые могут привести, по его мнению, к неблагоприятным последствиям: препятствию развития отраслевой конкуренции из-за механизма предоставления льгот (преференций) отдельно взятым участникам рынка и их фиксации на длительный срок, снижению качества продукции из-за упрощенного доступа участника рынка в качестве единственного поставщика госзаказа и др.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации Андрей Иванов заверил участников конференции, что СПИК 2.0 не будет создавать избирательных преференций, а его заключение не должно являться самоцелью для инвестора, а лишь механизмом, позволяющим повысить эффективность проекта. Он также отметил, что проектируемый СПИК 2.0 не противоречит действующему инструменту, применяемому в соответствии с законодательством о промышленной политике.
Вопрос о механизме СПИК как способе привлечения иностранных инвестиций подробно затронул генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф. Эксперт отметил, что заключение СПИК – это весьма сложный и длительный процесс переговоров, в котором очень важна предсказуемость и прозрачность правил игры, а также добросовестная конкуренция. В противном случае, иностранный инвестор не поймет, сможет ли он принимать участие в госзакупках и быть признанным наравне с российскими производителями.
Максим Григорьев, партнер, руководитель специальных проектов VEGAS LEX, рассказал о вопросах, связанных с исполнением, изменением СПИК и выходом инвестора из такого контракта. Эксперт сравнил, каким образом исполняется, изменяется, прекращается СПИК сейчас и как это будет происходить с июня 2018 года, а также дал практические рекомендации при структурировании СПИК, которые помогут частной стороне контракта защитить свои интересы, в том числе при изменении условий реализации проекта или нарушении публичной стороной своих обязательств.
Региональным опытом заключения СПИК поделился председатель Правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Благодаря механизму СПИК в Ульяновской области удалось произвести импорт иностранных станкостроительных технологий и сформировать уникальный для России производственный кластер ветроэнергетики.
Юрий Иванов, руководитель проектов Налоговой практики VEGAS LEX, обозначил, какие на сегодняшний день существуют налоговые преференции для частной стороны СПИК с учетом особенностей в разных регионах России.
***
О деятельности фирмы в сфере реализации инвестиционных проектов можно узнать здесь.
Подробнее о проектах VEGAS LEX в области налогового права можно узнать здесь.
Источник фото: РСПП.
![1_RSPP6134.jpg 1_RSPP6134.jpg](/upload/medialibrary/d9b/1_RSPP6134.jpg)
![RSPP6117.jpg RSPP6117.jpg](/upload/medialibrary/4f4/RSPP6117.jpg)
![RSPP6118.jpg RSPP6118.jpg](/upload/medialibrary/47e/RSPP6118.jpg)
![RSPP6122.jpg RSPP6122.jpg](/upload/medialibrary/973/RSPP6122.jpg)
![RSPP6123.jpg RSPP6123.jpg](/upload/medialibrary/db7/RSPP6123.jpg)
![RSPP6130.jpg RSPP6130.jpg](/upload/medialibrary/d45/RSPP6130.jpg)
![RSPP6132.jpg RSPP6132.jpg](/upload/medialibrary/e3f/RSPP6132.jpg)
![RSPP6143.jpg RSPP6143.jpg](/upload/medialibrary/9d9/RSPP6143.jpg)
![RSPP6170.jpg RSPP6170.jpg](/upload/medialibrary/a98/RSPP6170.jpg)
![RSPP6283.jpg RSPP6283.jpg](/upload/medialibrary/1dd/RSPP6283.jpg)
![RSPP6297.jpg RSPP6297.jpg](/upload/medialibrary/fc7/RSPP6297.jpg)
![RSPP6301.jpg RSPP6301.jpg](/upload/medialibrary/2b8/RSPP6301.jpg)
![RSPP6345.jpg RSPP6345.jpg](/upload/medialibrary/c23/RSPP6345.jpg)