января
2006
Калининградская зона ждет управляющего // Правила игры в Калининградской особой экономической зоне станут ясны лишь после назначения главы ее администрации
Через два месяца вступает в силу новый закон об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области, кардинально меняющий условия работы зарегистрированных там компаний. Между тем многие положения закона до сих пор остаются крайне расплывчатыми. В частности, в новом документе чиновники попытались заложить механизм, исключающий возможность «удаленной регистрации» компании в Калининграде. Закон требует от резидента вести деятельность только на территории ОЭЗ. Однако как будет осуществляться механизм контроля за соблюдением этой нормы и кто будет за это ответственен, до сих пор непонятно. Ясность наступит лишь после того, как будет назначен глава администрации ОЭЗ (структурного подразделения правительства Калининградской области) и принята форма инвестиционной декларации для потенциальных резидентов. Подобная неопределенность не способствует поднятию инвестиционной привлекательности области – компании не особенно стремятся первыми испытать на себе все недоработки нового документа.
Принятый в конце прошлого года закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. и будет действовать 25 лет. По новым правилам резидентом ОЭЗ может стать юридическое лицо, зарегистрированное в области. При этом инвестпроект, который оно будет реализовывать, должен предусматривать не менее 150 млн руб. капитальных инвестиций. Стать резидентом калининградской ОЭЗ не могут компании, реализовывающие проекты в области добычи нефти, природного газа и оказания услуг в этой сфере. Кроме того, резидент ОЭЗ не может производить подакцизные товары (кроме легковых автомобилей и мотоциклов), заниматься оптовой и розничной торговлей, а также финансовой деятельностью. Всем остальным предлагается в установленной форме подать в администрацию ОЭЗ инвестиционную декларацию и (в случае одобрения) получить шестилетнее освобождение от налога на прибыль (и еще на шесть лет – уменьшение его на 50%), полученное в рамках осуществления этого инвестпроекта.
Закон также предусматривает предоставление земельных участков под новые проекты с фиксированным размером арендной платы на весь срок действия договора между администрацией ОЭЗ и резидентом. Резиденты зоны по-прежнему освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе импортных товаров на территорию Калининградской области. В дальнейшем товар может быть либо использован внутри самой зоны, либо после переработки продан за рубеж. В этом случае ни пошлин, ни налогов компании платить не придется. Но в отличие от старого закона, который освобождал фирмы от уплаты всех платежей и при вывозе продукции в Россию на «большую землю», новый порядок требует в этом случае уплатить пошлины и налоги, рассчитанные с импортной составляющей продаваемого товара. Причем все это возможно лишь в случае, если конечный товар отвечает двум критериям. Во-первых, после его обработки или изготовления произошло изменение классификационного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. Во-вторых, произведенная на территории ОЭЗ добавленная стоимость товара должна составлять более 30%. Компании, зарегистрированные в калининградской ОЭЗ до 1 апреля этого года, в течение последующих 10 лет будут работать по правилам, предусмотренным в старой редакции закона.
«Закон написан специально под представителей крупного бизнеса, – сказал RBC daily депутат Калининградской областной думы Соломон Гинзбург. – Я лично не знаю ни одной калининградской компании, которая способна сейчас вложить в новый проект 150 млн руб. за три года». В первую очередь, по мнению депутата, в регион придут крупные московские компании, имеющие хорошие связи с администрацией области. По словам эксперта комитета по экономической политике Калининградской облдумы Лидии Зуевой, наибольшую активность проявляют строительные фирмы, в частности Балтийская строительная компания. «В Калининградской области сейчас настоящий бум частного жилищного строительства, – поясняет она. – Столичные строительные фирмы выгодно отличаются тем, что, начиная работу, они уже имеют на руках все необходимые разрешения на землю, строительные работы и т.д.».
Возможно, что новые инвестиционные проекты появятся и в сфере производства продуктов питания, в первую очередь замороженных овощей, рыбных полуфабрикатов, мясных консервов. В Калининградской области много крупных предприятий, работающих на рынке свежезамороженных продуктов (к примеру, компания «Продукты питания» является лидером в России по производству продукции на основе мяса птицы) и консервов (треть мясных консервов, выпускаемых в России, производится на этой территории). Правда, никто из них пока открыто не заявляет о своем намерении воспользоваться преимуществами нового закона. «Пока в нем очень много неясностей, мы хотим дождаться появления формы инвестиционной декларации, прежде чем принимать какие-либо решения», – сказал RBC daily представитель крупного пищевого комбината.
Эксперты не исключают, что в «пищевку» могут прийти и иностранные компании, в частности из Польши и Германии. «Нам уже звонили потенциальные инвесторы из этих стран, – рассказывает Лидия Зуева. – Они интересовались тем, чем Калининградская область отличается от других созданных в России ОЭЗ». Отличия действительно есть. В первую очередь в Калининграде будет существовать заявительный порядок помещения товаров в режим свободной зоны, в отличие от разрешительного в остальных. «Если в остальных ОЭЗ список товаров, разрешенных для помещения под данный режим, будет устанавливаться специальным закрытым перечнем правительства, то у нас все гораздо проще – достаточно, чтобы ввозимый товар соответствовал всем указанным в законе требованиям», – поясняет Лидия Зуева.
Привлечь западных инвесторов к развитию проектов именно в Калининграде должен и тот факт, что эта область имеет самый большой опыт функционирования в качестве свободной зоны. «За десять лет работы в таком режиме мы уже наизусть изучили все те возможные проколы и ошибки, с которыми другие ОЭЗ впервые столкнутся», – резюмирует г-жа Зуева. Представители местной администрации надеются, что автомобилестроение останется по-прежнему интересной областью для иностранных инвесторов, причем приобретет более цивилизованные формы. Хорошо известно, что действующий сейчас закон об ОЭЗ позволяет компаниям заниматься беспошлинным ввозом иностранных товаров на территорию России через Калининград, в первую очередь автомобилей. В новой редакции чиновники попытались эту лазейку «прикрыть» – с апреля резидент ОЭЗ будет обязан доказать, что ввезенные беспошлинно товары будут использоваться для дальнейшей переработки в регионе.
Правда, уже сейчас эксперты отмечают плохую проработку нового закона и опасаются, что компании найдут новые способы реэкспорта. «Новый закон содержит ряд делегирующих норм, предоставляющих правительству РФ и таможенным органам право определять существенные элементы механизма контроля за импортом, потреблением, переработкой и экспортом товаров на территории Калининградской области, – сказал RBC daily старший юрист департамента налогового арбитража и консалтинга юридической фирмы «Вегас-Лекс» Олег Баженов. – В основном от качества содержания нормативных актов этих органов и будет зависеть возможность (или невозможность) существования беспошлинного «реэкспорта». Закон требует более чем детального анализа». Не достаточно четко прописаны в законе также и критерии, согласно которым юридическое лицо может быть зарегистрировано в качестве резидента ОЭЗ. Эксперты опасаются, что это может оставить простор для манипуляций тем компаниям, которые хотят зарегистрироваться в ОЭЗ, но работать при этом в ином регионе.
«К примеру, в законе написано, что эта компания должна производить товары исключительно на территории Калининградской области, – рассказывает Лидия Зуева. – Непонятно, как быть в этом случае с рыболовецкими компаниями – они хоть и регистрируются на территории ОЭЗ, но осуществляют деятельность и в других районах». Все эти тонкости, по словам представителей администрации, будут урегулированы уже в процессе применения нового закона, а также после появления формы инвестиционной декларации. «Наверняка в закон будет вноситься еще масса поправок, – прогнозирует депутат Калининградской думы. – Однако какими они будут, пока непонятно. Этим займется уже новый состав думы, который будет выбран 12 марта этого года». Большинство экспертов сходятся во мнении, что «правила игры» в Калининградской ОЭЗ прояснятся лишь после того, как станет известна кандидатура главы администрацию особой экономической зоны. Это лицо будет подчиняться как правительству Калининградской области, так и непосредственно федеральному центру, в частности Федеральному агентству по особым экономическим зонам. Назвать конкретные имена претендентов до сих пор никто не решается, однако все опрошенные RBC daily эксперты уверены, что пост достанется столичному чиновнику.