+ 7 (495) 933-08-00

Комментарии экспертов

27
июня
2006

Поглотить красиво

Александра Васюхнова , Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

1 июля вступает в силу новый закон, который, по замыслу разработчиков, должен придать прозрачность процедуре поглощения компаний.

Николай Ильич, топ-менеджер одной не самой крупной, но, как оказалось, весьма аппетитной российской металлургической компании, практически перестал распаковывать свой чемодан. "Какой смысл вещи кидать туда-сюда, если я в Москве больше двух дней не задерживаюсь - этот урод гоняет меня по всей стране", - жаловался он на одного миноритарного акционера, донимавшего компанию исками, используя при этом суды отдаленных от центра регионов. Дело в том, что фирма Николая Ильича попала в сферу интересов черных рейдеров, и они таким образом выматывали "жертву".

Подобные методы борьбы применяют и вполне законопослушные бизнесмены, решившие подмять под себя понравившуюся компанию. Минэкономразвития на одном из майских заседаний правительства выдали нелицеприятную статистику: в 2005 году в стране возникло более 100 только крупных публичных корпоративных конфликтов, общий же их счет идет на тысячи, зафиксировано 117 случаев силового захвата бизнеса. Можно подумать, что стоны обобранных предпринимателей растрогали и законодательную власть: в конце прошлого года вышел в свет закон "Об акционерных обществах". Депутаты Госдумы решили с его помощью если не искоренить криминальное рейдерство, то хотя бы сделать более прозрачными сделки в сфере слияний и поглощений. Правда, практически сразу выяснилось, что в документе осталось полно лазеек для тех агрессоров, кто хочет и умеет скрывать свои намерения.

Тогда депутаты начали латать бреши поправками. В результате родился новый закон - "О внесении изменений в федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", который 1 июля 2006 года вступает в силу. По мнению одного из его авторов, депутата Лианы Пепеляевой, этот документ обеспечит "легальную процедуру приобретения контроля над обществом с одновременным установлением ряда защитных мер для миноритариев, общества и акционеров в целом". Причем прописанные там меры теперь распространяются на все без исключения АО. В прежней редакции закона ряд требований касался лишь обществ, где насчитывалось более 1000 акционеров.

Как рассказала "Профилю" Пепеляева, действующий до 1 июля закон "Об акционерных обществах" предусматривает ситуацию, когда физическое или юридическое лицо, намеренное приобрести более 30% акций АО, направляет предложение остальным акционерам продать ему свои акции (делает публичную оферту). В случае же, когда лицо уже приобрело 30 и более процентов, оно уже обязано предложить остальным акционерам продать ему свои акции. По идее, эта статья должна была урегулировать отношения при смене акционерного контроля в компании - это выглядит логичным в ситуации, когда новый собственник не устраивает других акционеров. Правда, на деле менеджмент компании мог сильно испортить жизнь мажоритарному акционеру: например, вывести ряд активов или снизить стоимость компании другими методами.

В поправленном законе эту возможность попытались свести на нет, более детально оговорив процедуру сделок поглощения. В частности, с того момента, как акционеры получили предложение от какого-нибудь магната продать ему свои пакеты, совет директоров общества лишается права, например, принимать решение о допэмиссии акций или совершать крупные сделки, которые могут привести к уменьшению стоимости компании. Все подобные вопросы на данном этапе могут решать лишь сами акционеры-собственники на общем собрании.

Новый же крупный акционер теперь должен обязательно делать публичную оферту при приобретении более 30%, 50% и 75% голосующих акций.

В то же время новый закон должен обезопасить акционеров, которые хотят продать свои акции. По новым нормам приобретатель обязан теперь как к добровольному, так и к обязательному предложению приложить безотзывную банковскую гарантию - банк обязуется оплатить стоимость акций, если сам покупатель по каким-то причинам этого не сделает. Плюс к этому покупатель теперь должен предоставить им полную информацию о себе, указав в том числе и аффилированных с ним лиц.

Еще одно важное нововведение - ситуация, когда в руках одного крупного акционера (или вместе с аффилированными лицами) сосредоточено более 95% голосующих акций. В этом случае мажоритарий теперь имеет право заставить миноритариев продать ему свою "мелочь". Правда, прежде чем отправить несчастным миноритариям письмо об отъеме их акций, мажоритарий должен представить уведомление в ФСФР - на проверку. Важно и то, что стоимость акций не может быть ниже цены, по которой ценные бумаги приобретались ранее в рамках процедур добровольного или обязательного предложения. Цена выкупа тоже не может быть ниже наибольшей цены покупки акций, которую совершали уже после публичной оферты.

К слову, вытеснение миноритариев хотя и выглядит с человеческой точки зрения неприличным и даже несправедливым, на самом деле вовсе не российское изобретение. Эта мера вовсю используется в Европе и даже предусмотрена Директивой ЕС, принятой в 2004 году. Например, в Великобритании, Португалии, Австрии, Дании возможность для осуществления вытеснения возникает после получения 90% акций, во Франции, Бельгии, Германии - 95%, в Италии - 98%.

Выбирай на вкус

Хотя опрошенные "Профилем" собеседники к поправкам в закон в целом относятся позитивно, очевидно, что жизнь рейдеров от этого сильно не усложнится. По словам доцента кафедры гражданского и предпринимательского права ГУ-ВШЭ Светланы Чеховской, некоторые преграды при желании можно обойти: "В законе написано, что обязанность делать предложение о покупке 30-процентного пакета не применяется при переходе акций между аффилированными лицами. То есть можно внедрить в нужное предприятие своего гендиректора и делать там втихаря что угодно".

Руководитель проектной группы Агентства антикризисных технологий и инвестиций Дмитрий Агапов уверен, что новый документ был бы всем хорош, если бы рейдеры выполняли требования закона: "И раньше нужно было уведомлять АО о приобретении более 30% акций, было правило о соблюдении антимонопольного законодательства при приобретении более 20% акций, однако на практике рейдеры скупали акции на разные компании, которые не являлись формально аффилированными, и никого ни о чем не уведомляли, никаких разрешений не получали".

Закон оставляет для рейдеров и вполне легальные лазейки. Например, владелец всего 1% размещенных обыкновенных акций может запросто обратиться в суд с иском к члену совета директоров общества, директору, гендиректору, члену правления и даже к управляющей организации о возмещении причиненных обществу убытков их действиями или бездействием. Понятно, что таким правом может воспользоваться рейдер - для давления на менеджмент или набивая цену, по которой руководство эмитента согласится выкупить пакет агрессора.

Более того, выяснилось, что новые поправки даже породили очередные коллизии. Так, заместитель руководителя корпоративной практики юридической фирмы "Вегас-Лекс" Александра Васюхнова считает, что в новом законе заложен механизм для недобросовестных скупщиков акций: "Компания, получившая добровольное или обязательное предложение о покупке ее акций, уже не может совершать ряд сделок в обычном порядке, а только по решению общего собрания акционеров. В частности, это касается сделок, связанных с приобретением или отчуждением имущества в размере 10% и более активов, сделок с заинтересованностью". То есть достаточно направить предложение крупной компании о скупке акций, и ее деятельность будет фактически парализована. Поэтому очевидно, что нынешние поправки в закон об акционерных обществах - отнюдь не последние.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение