мая
2006
ФНС нашла "Копейку" // Торговая сеть "Копейка", готовящаяся к IPO, недоплачивает налоги в бюджет, утверждают в ФНС
Налоговики предъявили претензии к торговому дому «Копейка» на сумму 2,052 млн. долларов. ФНС требует от розничной сети доплатить налоги за 2005-06 годы. Доначисление связано «с возможностью вычета компанией входящего НДС», говорится в документах «Копейки».
ФНС уже предъявляла «Копейке» претензии за 2001-2004 годы в размере 3,826 млн. долларов, связанные с вычетом входящего НДС с заемных средств. Торговый дом на конфликт не пошел и выплатил в марте прошлого года налоговым органам 3,527 млн. долларов. Но параллельно подал на ФНС в суд. И суды трех инстанций признали незаконность доначисления 2,959 млн. долларов из общей суммы недоимки.
Компания ожидает, что выплаченные деньги будут ей возвращены. Кроме того, по оставшимся 568 тыс. долларов положительное для торгового дома решение приняли суды двух инстанций.
ОАО «Торговый дом «Копейка», основанный в 1993 году, стал одной из лидирующих сетей-дискаунтеров в Центральном регионе. Он принадлежит ФК «Уралсиб» (50% акций) и группе бизнесменов – основателей ТД: А. Самонову (30% акций), С. Ломакину (10%) и А. Хачатряну (10%). Объем продаж по предварительным итогам 2005 года составил 646,4 млн. долларов, что на 52% превышает показатель 2004 года. За 2005 год число магазинов «Копейки» выросло в два раза. Под управлением компании работают 205 магазинов в Москве, Московской, Нижегородской, Самарской, Тверской, Тульской, Калужской, Рязанской, Владимирской, Воронежской, Ярославской областях.
В 2006 году «Копейка» планирует провести IPO, организатором которого назначена ФК «Уралсиб».
Руководитель департамента Налогового арбитража и консультирования юридической фирмы «Вегас-Лекс» Наталья Постникова не считает случай с «Копейкой» экстраординарным. «Налоговые претензии к торговым розничным сетям предъявляют постоянно», - говорит юрист.
Специалист отмечает, что формальных поводов для претензий у ФНС достаточно много. «От неправильно оформленных документов до морально-этических претензий. Неправильно оформленный счет-фактура может послужить возникновению иска на очень крупную сумму. Также нередко возникает ситуация, когда какой-нибудь магазин закупает продукцию у частных предприятий, не являющихся плательщиками НДС, а счета выставлялись с НДС, чтобы завысить реальные закупочные цены. Эти факты выявлялись при встречной проверке, отсюда возникают претензии у налоговиков. Огромное число различных требований по налогу на добавленную стоимость порождает большое количество исков со стороны налоговых органов. Буквально из-за того, что не заполнена какая-нибудь графа, может иметь место весь вычет по НДС», - отмечает Наталья Постникова.
Но в торговом доме не паникуют. «Компания имеет успешный опыт оспаривания претензий ФНС, и выиграла несколько судебных разбирательств», - говорят в «Копейке». Торговая сеть рассчитывает выиграть и в этот раз. Средства для выплаты доначисленных налогов компания не зарезервировала.
Юристы считают, что у «Копейки» действительно есть хорошие шансы на благоприятный исход конфликта с налоговиками. Проблема может быть решена как в суде, так и во внесудебном порядке. Неправильно оформленные документы можно переоформить и представить в налоговые органы. Тогда претензии снимаются автоматически.
Наталья Постникова отмечает, что большинство претензий налоговиков к компаниям признаются необоснованными, и решения выносятся в пользу ответчиков. «Примерно 70% решений по претензиям налоговых органов выносится не в их пользу», - приводит статистику юрист.