+ 7 (495) 933-08-00

Комментарии экспертов

29
января
2007

ВАЗ отделят от ракет // Промышленную империю "Рособоронэкспорта" ждет реорганизация

Александра Васюхнова , Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

В одной из самых закрытых российских структур — ФГУП “Рособоронэкспорт” намечается структурная реформа. Как стало известно “Ведомостям”, глава предприятия Сергей Чемезов предложил президенту Владимиру Путину создать госкорпорацию, “дочками” которой станут как сам госпосредник в торговле оружием, так и его промышленные активы — “АвтоВАЗ”, “ВСМПО-Ависма” и др. А некоторые из “дочек” нового холдинга после реформы проведут IPO. 

Бизнес ФГУП “Рособоронэкспорт” в ближайшее время может претерпеть реорганизацию, рассказал “Ведомостям” его гендиректор Сергей Чемезов. Ее суть состоит в том, чтобы создать управляющую компанию, на 100% принадлежащую государству. Предприятия, контролируемые сейчас “Рособоронэкспортом”, в том числе “АвтоВАЗ”, “ВСМПО-Ависма” и сам ФГУП, станут “дочками” этой новой корпорации. Они будут представлять из себя акционерные общества, акции которых постепенно могут быть предложены инвесторам во время IPO, отмечает Чемезов. Идея, по его словам, принадлежала ему же и возникла в том числе после введения санкций США против “Рособоронэкспорта” в августе и декабре 2006 г. “Рособоронэкспорт” в определенном смысле политическая компания, что может иногда негативно влиять на ее гражданские дела, объяснил Чемезов “Ведомостям”. 

Для такой реформы есть еще одна причина. За последние годы из простого госпосредника в торговле вооружением ФГУП, по сути, превратился в огромный промышленный холдинг. В прошлом году его 100%-ная “дочка” — “Оборонимпекс” — купила 66% акций титановой корпорации “ВСМПО-Ависма”. Сумма этой сделки могла превысить $1 млрд, а вчера капитализация этого пакета в РТС составляла около $2,3 млрд. Кроме того, ФГУП управляет “АвтоВАЗом” (капитализация в РТС — $1,9 млрд). На покупку его акций из-за перекрестной структуры собственности тратиться пока не пришлось, но Путин в 2006 г. объявлял, что ФГУП может получить автоконцерн в собственность. Топ-менеджеры нескольких автоконцернов и инвестбанков также подозревают, что у структур, дружественных “Рособоронэкспорту”, есть крупный пакет акций “Камаза”. Вдобавок госкомпания намерена создать холдинг по производству спецсталей на основе волгоградского метзавода “Красный Октябрь” и металлургического производства ГУП “Баррикады”. Компании, которые контролирует “Рособоронэкспорт”, требуют рыночного подхода и, чтобы нормально их развивать, нужно реформировать ФГУП, подтверждает руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин. 

Руководить такими активами, будучи ФГУПом, непросто. Унитарное предприятие должно согласовывать с собственником сделки стоимостью свыше 10% от уставного фонда, который, как правило, очень мал, отмечает юрист юрфирмы “Вегас-Лекс” Александра Васюхнова. Поэтому еще в начале 2006 г. ФГУП подготовил законопроект о смене своего статуса и превращении в особую некоммерческую организацию — госкорпорацию. Тогда бы все важные решения в “Рособоронэкспорте” принимал гендиректор. Он был бы вправе распоряжаться имуществом корпорации, инвестировать “временно свободные денежные средства” корпорации и т. д., говорилось в законопроекте, копия которого имеется у “Ведомостей”. Но против выступило Минэкономразвития, заметив, что в законе о некоммерческих организациях четко обозначен перечень направлений деятельности госкорпораций, среди которых нет военно-технического сотрудничества, рассказал “Ведомостям” чиновник правительства. 

Теперь госкорпорацией должна стать та самая новая компания, под контроль которой перейдет “Рособоронэкспорт”, говорит источник в “Рособоронэкспорте”. Такая схема уже согласована в Кремле и в целом получила одобрение Путина, но на ее реализацию уйдет не меньше года, ведь для этого потребуется не только указ президента, но и принятие закона о госкорпорации, утверждает он. Чемезов, по логике вещей, должен возглавить госкорпорацию, если, конечно, не выберет политической карьеры (в декабре прошлого года он стал членом бюро высшего совета “Единой России”), отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. 

В реформе “Рособоронэкспорта” эксперты видят несколько плюсов. Отделение управления промышленными активами от торговли вооружением — здравая идея, это повысит эффективность управления, считает директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Юлия Кочетыгова. Гендиректор “ВСМПО-Ависмы” Владислав Тетюхин о планах реструктуризации “Рособоронэкспорта” ничего не знает и комментировать их не стал. Президент AG Capital и член совета директоров “АвтоВАЗа” Альберт Гавриков надеется, что для “АвтоВАЗа” реформа обернется повышением прозрачности структуры собственности. Это, в свою очередь, одно из условий для IPO или привлечения иностранных партнеров. Недостаток такой схемы лишь в том, что управленцы из “Рособоронэкспорта” будут подконтрольны только себе и Путину или следующему президенту, заключает предприниматель, знакомый с верхушкой ФГУПа.

 

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение