октября
2008
Морские лоцманы обретают новый статус
Правительство РФ 27 декабря 2007 года приняло решение о внесении на рассмотрение Государственной Думы проекта Федерального закона «О внесении изменения в ст. 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации». В настоящее время законопроект находится в Комитете Госдумы по транспорту и готовится к принятию в первом чтении. Он уже был рассмотрен Правовым управлением Думы и не вызвал существенных замечаний со стороны экспертов. Прокомментировать документ мы попросили эксперта юридической фирмы «Вегас-Лекс», Руководителя Департамента инфраструктурных и транспортных проектов Доврана Гарагозова.
Внесение изменений в п. 2 ст. 87 Кодекса торгового мореплавания РФ осуществляется в целях реализации постановления Конституционного суда РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Дело в том, что в Конституционный суд обратились международная общественная организация «Ассоциация морских лоцманов России» и автономная некоммерческая организация «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга». По мнению заявителей, формулировки действующей редакции кодекса содержат весьма расплывчатые определения и формулировки процедуры, что на практике приводит к злоупотреблениям со стороны государства и ущемлению интересов негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Суд поддержал позицию заявителей и признал несоответствующими Конституции вышеуказанные положения кодекса. Обсуждение этого дела носило в суде характер дебатов, о чем свидетельствуют целых два особых мнения судей.
Вносимые изменения призваны устранить неопределенность положений кодекса, регулирующих статус субъекта «морской лоцман», и привести их в соответствие с Конституцией РФ.
Прежняя редакция п. 2 ст. 87 кодекса содержит определение «морского лоцмана» как работника лоцманской службы государственной организации, что значительно сужает возможности реализации частных интересов в этой сфере. В целях реализации конституционных принципов правового государства, гарантирующих равенство экономических субъектов вне зависимости от формы собственности, законодательное определение лоцмана как работника государственной службы предлагается устранить. Данная мера должна положительным образом стимулировать развитие конкуренции и улучшение качества услуг в сфере морской проводки судов.
Вместе с тем некоторые порты имеют не только коммерческое, но и стратегическое значение. И вносимые изменения в п. 2 ст. 87 кодекса призваны защитить интересы Российской Федерации. Это касается и государственной безопасности, и гарантий безопасности транспорта, а также исполнения Российской Федерацией своих обязательств по международным договорам. Таким образом, сводится к нулю риск остановки деятельности порта ввиду отказа негосударственной лоцманской организации от осуществления своей деятельности.
Итак, новая редакция ст. 87 кодекса гарантирует надлежащее удовлетворение стратегических и коммерческих интересов государства в портах первой величины, где сохраняются государственные лоцманские организации, и развитие негосударственных лоцманских организаций в иных портах.