мая
2008
Рвение по заказу
На Кубани планируется увеличить долю госзакупок через конкурсы и аукционы
В Краснодарском крае объем размещения государственного и муниципального заказов через процедуру торгов в текущем году должен достигнуть 85–90%. Такую задачу поставил перед главами местных администраций и руководителями госучреждений первый вице-губернатор Александр Ремезков. Расширение применения конкурсов и аукционов призвано способствовать экономии бюджетных средств, а также улучшению антикоррупционных показателей региона. Аналитики, признавая предпочтительность торгов перед остальными способами размещения заказа, в целом не считают конкурсы и аукционы радикальным средством предотвращения коррупции.
Призыв увеличивать объем размещения государственного и муниципального заказов через процедуру торгов прозвучал в выступлении первого вице-губернатора Кубани Александра Ремезкова на совещании в краевой администрации, в котором приняли участие представители районных и городских муниципалитетов, а также руководители госучреждений региона. Ожидается, что за счет расширения практики торгов может быть сэкономлено не менее 3 млрд бюджетных рублей. «Мы будем ставить знак равенства между слабой организацией торгов и высоким уровнем коррупции в тех государственных учреждениях, которые отвечают за их проведение, нарушение процедуры проведения конкурса будет расценено как вымогательство», — заявил господин Ремезков, добавив, что каждого чиновника, уличенного в нарушении процедуры размещения заказа, ждет штраф в сумме 50 тыс. рублей.
Объем регионального государственного заказа в Краснодарском крае в 2007 году составил 51,4 млрд руб. В соответствии с федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заказ размещается на торгах в виде конкурса либо аукциона, но тот же закон предусматривает в ряде случаев возможность заключения контракта без торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, на товарных биржах). В прошлом году в крае размещение заказа путем проведения торгов составило почти 83% от общего объема закупок для краевых государственных нужд, в муниципальных образованиях торги назначались в среднем для 70% общего объема заказа. Однако из 48 городов и районов края в 34 размещение заказа путем проведения торгов оказалось ниже среднего и составило 30–40%. «Это недопустимо низкий показатель, который указывает на высокую степень коррумпированности чиновников», — считает Александр Ремезков. По его заявлению, в 2008 году объем размещения государственного заказа через процедуру торгов должен достигнуть 90%, муниципального заказа —85%.
Исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок (Москва) Илья Димитров позитивно оценил инициативу краевых властей относительно расширения применения закупок на торгах. «Использование механизма торгов повышает прозрачность процесса принятия решения о закупках и позволяет сэкономить до 15–20% бюджетных средств», — заявил господин Димитров, добавив, что не только в Краснодарском крае, но и во многих регионах России местные власти ищут возможности усовершенствования процедуры распределения госзаказа.
Сергей Радченко, старший юрист адвокатского бюро «Вегас-Лекс» (Краснодар), считает, что торги гораздо больше соответствуют интересам бизнеса, чем остальные процедуры размещения госзаказа, так как при нарушении процедуры есть возможность оспорить итоги конкурса или аукциона. Однако он отметил, что торги не гарантируют сделку от «фактора откатов». «Чиновники научились обходить формальные запреты, а об успешности используемого ими „противоядия“ говорит тот факт, что пока в регионе не было случаев, чтобы должностное лицо привлекли к ответственности именно за нарушения в ходе торгов», — говорит эксперт. Господин Радченко отметил, что устанавливать для чиновников нормативы по доле применения торгов нецелесообразно — закон предусматривает 22 случая, когда госконтракт заключается без торгов – например, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий либо контракт касается водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения. «Если объем таких услуг в общей доле заказа значителен — искусственно дотянуть долю торгов до 85–90% не получится», — утверждает юрист.