апреля
2008
Черный список по ОСАГО
Автостраховщики ограничили список неблагонадежных компаний банкротами
Российский союз автостраховщиков (РСА) опубликовал черный список страховых компаний, ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по ОСАГО, а также фамилии 40 их топ-менеджеров. Эти меры, по мнению экспертов, носят запоздалый и недостаточный характер. По их информации, кроме 12 компаний, упомянутых в списке, деятельность еще около 20-30 фирм, занимающихся автострахованием, вызывает нарекания у контрольных органов и РСА. Однако их названия до сих пор не стали известны общественности.
Среди упомянутых в списке неблагонадежных автостраховщиков значатся исключительно компании, которые уже не работают на рынке. Две из них уже ликвидированы, еще 10 - находятся в стадии банкротства. В РСА считают, что публикация черного списка компаний-банкротов и фамилий их руководителей повысит прозрачность страхового рынка и поможет рядовым автолюбителям не поддаться на рекламу ненадежных компаний. Hеобходимость же публикации пофамильного списка в РСА объясняют тем, что люди, доведшие компании до банкротства, зачастую продолжают занимать руководящие посты в различных финансовых организациях, в том числе в страховых компаниях.
Случаи, когда менеджеры страховых компаний-банкротов, ушедшие со скандалом с рынка, совершенно спокойно находят себе новое место работы, уже имеются. К примеру, Виктор Рудницкий, глава исчезнувшего три года назад питерского страховщика "Доверие", вновь вернулся на рынок. В марте стало известно, что он стал директором филиала страховой компании АСКО.
Ранее на аналогичный шаг пошел Центробанк, опубликовавший на своем интернет-сайте перечень должностных лиц банков-банкротов, привлеченных к гражданско-правовой и уголовной ответственности за период с 2005 года по 1 января 2008 года. А в начале апреля первый замгендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Валерий Мирошников заявил, что АСВ будет постоянно обновлять размещенный на сайте список недобросовестных руководителей обанкротившихся банков. Имена в списке будут появляться сразу после решения суда, и ЦБ при желании сможет продублировать этот список на своем сайте.
РСА декларирует усиление контроля за чистотой в своих рядах. Еще в феврале президент РСА Андрей Кигим сообщал, что инициирует обсуждение поправок в закон о банкротстве, предусматривающих ужесточение ответственности руководителей неплатежеспособных страховщиков, нарушающих законодательство об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). В частности, РСА ставил вопрос о введении запрета на профессию для руководителей страховых компаний, дискредитировавших себя в процессе урегулирования долгов перед клиентами, и предлагал ввести уголовную ответственность за действия, препятствующие погашению обязательств перед страхователями ОСАГО.
Как считает председатель Союза потребителей России (СПР) Петр Шелищ, неблагополучная ситуация на рынке автостраховых услуг является следствием того, что закон о саморегулируемых организациях не предусматривает обязательную субсидиарную финансовую ответственность за своих обанкротившихся коллег и РСА виноват в том, что плохо контролирует собственные ряды. "Нужно несколько таких союзов, тогда между ними будет конкуренция", - также сказал Петр Шелищ.
Вряд ли необходимо принимать какие-то дополнительные законодательные меры, так как сегодня функции СРО и контрольных органов достаточно подробно регламентированы, в свою очередь полагает директор аналитического департамента компании "Вегас Лекс" Максим Черниговский. "Наилучший способ для потребителей услуг ОСАГО - это внимательно следить за независимыми рейтингами страховых компаний и их финансовым состоянием", - считает эксперт.
К тому же, несмотря на отсутствие обязательной коллективной ответственности, РСА к настоящему времени из своего гарантийного фонда уже добровольно выплатил по обязательствам недобросовестных коллег около 700 млн. руб., тогда как сами компании-банкроты внесли в гарантийные фонды РСА всего лишь 65,6 млн. руб.
Все из 12 перечисленных в черном списке компаний - это банкроты, которые были лишены лицензии и не могли выполнить взятые на себя обязательства по ОСАГО. Между тем потенциальным клиентам гораздо интереснее было бы быть предупрежденными заранее и превентивно обладать информацией о том, состояние каких компаний вызывает опасение. Однако такая информация отсутствует.
Решение РСА о публикации списка правильное, но запоздалое, считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. По его словам, у РСА еще до того момента, когда у компании отозвана лицензия, есть понимание, что с ней не все в порядке, а значит, тогда и надо публиковать соответствующую информацию и предупреждать клиентов о ее неблагонадежности. По мнению Коваля, РСА в целях усиления контроля за членами своего сообщества должен более внимательно следить за их финансовым состоянием и взаимоотношениями с клиентами. "Как только появляется две-три жалобы - не важно, письменное заявление или телефонный звонок, - это уже основание для выездной проверки", - сказал Коваль, посоветовав клиентам автостраховщиков не лениться и интересоваться теми отчетными данными о финансовом состоянии компаний, которые союз публикует на своем сайте.
Вместе с тем Александр Коваль признал, что не все граждане сумеют правильно интерпретировать скупую финансовую информацию, заявив, что "самое эффективное в случае сомнений - это позвонить в РСА". Он также сообщил, что в настоящее время имеется еще около 20-30 компаний - членов РСА, состояние которых вызывает опасения. "С ними нужно поступать следующим образом: провести проверку и, если положение компании не критично и у нее есть план выхода из кризиса, тогда пусть работает. Если же нет - то такую компанию включать в неблагополучный список и его также публиковать", - заключил Александр Коваль.