апреля
2009
Терминалы выведут из тени
Вчера была поставлена точка в напряженном конфликте владельцев сетей платежных терминалов и Банка России. Госдума приняла в третьем чтении закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и сопутствующие поправки к действующему законодательству. Закон, призванный повысить прозрачность рынка небанковских наличных платежей, вступит в силу с 1 января 2010 года.
До вчерашнего дня правовое положение владельцев сетей терминалов оставалось неопределенным. Банк России возмущал фактически бесконтрольный бизнес по приему наличных платежей частных лиц через платежные терминалы. В ближайшее время поводы для недовольства надзорных органов исчезнут: для приема платежей граждан поставщики товаров или услуг вправе привлекать платежных агентов: организацию или частного предпринимателя, которые будут зачислять средства на банковский счет.
«В процессе подготовки пакета законопроектов возникла дискуссия о допустимости осуществления организациями, которые не являются кредитными учреждениями, деятельности по приему платежей от частных лиц. Дело в том, что формально данная деятельность могла рассматриваться как банковская операция по осуществлению переводов денежных средств по поручению частных лиц», – рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева.
Платежные терминалы, число которых в торговых центрах и прочих местах с высокой пропускной способностью в последние годы стремительно возрастало, в прямом смысле «уводили» клиентов у банков. Популярность терминалов объясняется просто: россиянам удобнее самостоятельно оплатить услуги ЖКХ, сотовой связи или интернета, чем выстоять очередь в отделении банка. «Однако в отсутствие надлежащего регулирования данной сферы возникали различные нарушения как в отношении граждан, которые зачастую не имели возможности подтвердить факт внесения оплаты, так и в отношении государства – значительные суммы денежных средств уходили в теневой оборот», – напоминает госпожа Пепеляева.
Напомним, что оператор по приему платежей в соответствии с требованиями закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должен проводить идентификацию клиента, осуществляющего платеж. Вчера депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили поправки в действующее законодательство: операторов обязали вставать на учет в Росфинмониторинге, а размер суммы по операциям, не требующим идентификации, снижен с 30 тыс. до 15 тыс. рублей. Однако нововведения не пугают владельцев сетей платежных терминалов.
«Принятие законопроекта – положительное событие для всего рынка моментальных платежей. Однозначное толкование всех аспектов создает правовую базу для дальнейшего развития и оградит участников рынка при возникновении спорных вопросов, в том числе и со стороны власти на местах, – уверен генеральный директор компании «Объединенная система моментальных платежей» Владимир Лопатин. – Во-первых, данный закон закрепил правомерность агентской модели и индивидуального предпринимателя в качестве субъекта бизнеса. Во-вторых, сняты требования по обязательной идентификации пользователя, если сумма платежа составляет менее 15 тыс. рублей».
По словам юриста Поволжской дирекции АБ «Вегас-Лекс» Елены Мощенко, принятый закон прежде всего направлен на защиту прав плательщиков. «В частности, обязательство гражданина по оплате считается исполненным с момента передачи денег платежному агенту», – отмечает юрист.
Отныне сакраментальный вопрос: «Дошли ли средства до конечного получателя?» теперь вообще не должен волновать граждан. Однако эксперты рекомендуют после проведения платежа все же сохранять чек.
К слову, в новом законе платежных агентов обязали «подкорректировать» чек, внести обязательные реквизиты: общую сумму платежа, наименование оплаченного товара, работ или услуг, размер комиссии, а также дату и время платежа. Все реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми. Участники рынка отмечают, что указанные требования к чекам и так соблюдаются в большинстве случаев. А вот что действительно требует дополнительных усилий и затрат владельцев терминальных сетей, так это обязанность агента использовать контрольно-кассовую технику.
По словам Владимира Лопатина, требование оборудовать кассовыми аппаратами все используемые платежные терминалы приведет к значительным издержкам со стороны малых предпринимателей. Между тем должного контроля над движением потока денежных средств с помощью применения контрольно-кассовой техники не будет. «Использование кассовых аппаратов позволяет лишь учитывать выручку. Возможность наблюдать за финансовыми потоками при этом отсутствует», – напоминает Елена Мощенко, по мнению которой закон не ориентирован на поддержку малого бизнеса, для которого оснащение терминалов потребует значительных единовременных вложений.
«Кризис ликвидности и дороговизна финансовых ресурсов в настоящее время практически не позволяют получить кредит или приобрести оборудование в лизинг, что может привести к монополизации рынка приема наличных платежей населения. Мелкие предприниматели будут вынуждены уйти из бизнеса, возможность осуществлять прием моментальных платежей останется только у крупных организаций и банков», – отмечает юрист.
Однако, как отмечает Владимир Лопатин, участники рынка благодарны, что законодатели все же предоставили им разумные сроки для модернизации терминалов. А аналитики полагают, что, даже несмотря на необходимость постановки спецтехники, стоимость платежных услуг для граждан существенно не возрастет.
«Это не приведет к удорожанию услуг, так как является единовременной затратой, не требующей дополнительного вложения средств на постоянной основе. Это сравнимо с тем, что есть разные по стоимости терминалы, однако тарифы от данного показателя совершенно не зависят, а определяются внутренней политикой организаций», – считает аналитик компании «Атон» Роман Паплинов.
При этом, как прогнозирует эксперт, некоторое сокращение количества платежных терминалов – прежде всего в низкоприбыльных пунктах – в ближайшее время все же возможно.