июня
2008
Частные километры
Не дождавшись государственного финансирования строительства дорог вокруг порта в Усть-Луге, ОАО «Компания «Усть-Луга» объявила о намерениях создать специальный частный фонд, который займется ремонтом и эксплуатацией дорожных объектов. Если это произойдет, автодорожная сеть вокруг нового порта станет доступной только для участников фонда, въезд на нее будет возможен только по спецпропускам.
Сейчас на территории Усть-Луги работает только три терминала — угольный, лесной и универсальный; все они используют для доставки грузов в основном железную дорогу. Однако уже на этой неделе будет введен в эксплуатацию автомобильный терминал «Юг-2», а для транспортировки легковых машин в России традиционно используется автотранспорт. Сейчас дорога из Петербурга до Усть-Луги занимает около двух часов, причем на подходах к порту качество дорожного покрытия находится на весьма низком уровне. При этом дальнейшее развитие порта в Усть-Луге предполагает общую мощность порта порядка 170 млн т в год, из которых 97 млн т грузов будет доставляться по железной дороге, 50 млн т — по трубопроводам. Порядка 20—25 млн т грузов придется на автомобильный транспорт, что потребует строительства значительных автодорожных мощностей и серьезных средств на их содержание: по самым скромным подсчетам экспертов, необходимый грузооборот придется обеспечивать более чем 5 тыс. грузовиков в сутки. Председатель совета директоров «Усть-Луги» Валерий Израйлит заявил вчера о планах по созданию специального частного фонда, участником которого станут работающие в порту терминалы, средства которого будут использоваться для строительства и содержания внутрипортовых дорог и, возможно, подходов к ним. Какой объем средств сможет аккумулировать подобный фонд и какова будет общая длина подъездных и внутрипортовых дорог, в «Усть-Луге» пока не уточняют.
По мнению Александра Медведева, гендиректора ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс», собственно подходы к Усть-Луге должны остаться в ведении властей — как раз о планах по переводу автомобильных подходов из ведения областных чиновников в федеральное ведение шла речь на вчерашнем координационном совете в порту. Однако строительство и содержание дорог внутри порта может быть выполнено за счет сбора платы за проезд грузовиков. Подобная схема уже внедрена, к примеру, на Первом контейнерном терминале в Петербурге. Заехать на его территорию могут только грузовики аккредитованных компаний. Правда, такой порядок был введен для ликвидации пробок из грузовиков на припортовых улицах Петербурга, и стоимость аккредитации пока символическая.
«Строящиеся за частные средства подходы к портам по закону о морских портах необходимо будет передать в собственность государства, т.к. закон предусматривает, что они могут находиться в только в государственной собственности, — отмечает адвокат, старший юрист юридической фирмы «Вегас-Лекс» Довран Гарагозов. — Ограничение въезда можно объяснить только с точки зрения безопасности, а не участия в каких-то фондах. При этом следует отметить, что прокуратура и ФАС весьма активно участвуют в контроле соблюдения законодательства о конкуренции. Подобные решения компаний следует отнести к категории рисковых с юридической точки зрения». Он добавляет, что возможность ограничения доступа к инфраструктуре может быть реализована, к примеру, в случае реализации концессионного соглашения инвесторов с государством. Партнер «Дювернуа Лигал» Дмитрий Иванов полагает, что если дорожная инфраструктура как объект недвижимости будет оформлена в долевой собственности участников фонда, они смогут определять, как использовать эту частную собственность и кого на нее допускать.
«Усть-Луга» определится с приоритетамиВчера председатель совета директоров ОАО «Компания «Усть-Луга» Валерий Израйлит заявил, что его компания планирует избавиться от всех активов, которые не позволяют обеспечить контроль над управлением проектов. В числе таких проектов — ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс», ОАО «Европейский серный терминал» и проч.