октября
2008
За незаконное отключение электроэнергии надо отвечать
Ответственность за незаконное прекращение подачи электроэнергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения предусмотрена в уголовном законодательстве в том случае, если прекращение повлекло за собой причинение крупного ущерба, тяжком вреда здоровью или иные тяжкие последствия, например, смерть человека. При отсутствии таких последствий незаконные действия по отключению различных объектов от источников жизнеобеспечения правонарушением на законодательном уровне не признано. Поэтому группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, согласно которому предлагается штрафовать должностных и юридических лиц за незаконное прекращение или ограничение подачи электроэнергии.
Правонарушением не могут быть признаны действия по прекращению или ограничению подачи электроэнергии, предусмотренные действующим гражданским законодательством. В соответствии с ним перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. При этом о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Одним из оснований для прекращения и ограничения подачи энергии энерго-снабжающей организацией без согласия покупателя является нарушение сроков оплаты. В этом случае энергоснабжающая организация обязана предупреждать абонента о прекращении или ограничении подачи энергии и соблюдать порядок прекращения ее подачи, установленный Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Законодательством также определен льготный порядок, распространяющийся на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям. Эта же норма распространяется на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций, метрополитен. Льготный порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (тепловой энергии и газа).
Необходимо отметить, что судебная практика не считает отключение потребителей из-за неплатежей правонарушением при соблюдении установленного порядка, т.к. такие действия энергоснабжающей организации основаны на нормах закона.
В Кодексе об административных правонарушениях (далее Кодекс) предусмотрена гл. 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», согласно которой устанавливается административная ответственность при повреждении электрически* и тепловых сетей, нарушении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, непроизводительное расходование энергоресурсов и др.
Авторы законодательной инициативы предлагают дополнить указанную главу нормой, согласно которой незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электроэнергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения влекло бы наложение на должностных лиц административного штрафа от тысячи до двух тысяч руб.; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что лишь за прошлый год только в правоохранительные органы, суды Ростовской обл. поступило свыше трехсот обращений на действия энергоснабжающих организаций, направленные на частичное или полное ограничение подами электроэнергии, газа и т.д.
Например, ООО «Ростоврегионгаз» и ОАО «Энергосбыт» попытались ограничить подачу газа и электричества муниципальному предприятию «Теплокоммунэнерго», обеспечивающему теплоснабжением значительное количество многоквартирных жилых домов, учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, в том числе детских дошкольных учреждений; ООО «Сельмашэнерго» ограничило подачу тепла и т.п. Лишь после вмешательства органов прокуратуры и других государственных структур данные действия были пресечены. Подобную ситуацию можно наблюдать в целом ряде субъектов РФ.
По мнению авторов законопроекта, в результате действий энергоснабжающих организаций, в основном являющихся монополистами, могут быть нарушены права граждан, юридических лиц, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, могут создаваться неблагоприятные условия для здоровья и безопасности населения. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории предлагается возложить на органы государственного энергетического надзора.
Стремление перевести в ранг правонарушений незаконное ограничение или прекращение поставки электроэнергии имеет под собой основания. Осуществляемое без предусмотренных законом оснований, оно не должно оставаться безнаказанным.
При включении указанной нормы в Кодекс об административных правонарушениях объектом правонарушения выступит установленный порядок энергоснабжения. Объективную сторону правонарушения составят действия, направленные на незаконное: а) прекращение подачи потребителям электроэнергии; б) ограничение подачи им электроэнергии; в) отключение их от других источников жизнеобеспечения. Перечисленные действия могут быть связаны с незаконным лимитированием снабжения электроэнергией или другими источниками жизнеобеспечения. Возможно и преступное бездействие, например, в случае незаконного отказа виновного лица от эксплуатации источника энергоснабжения (от подачи энергии в должном объеме). Обязательным признаком объективной стороны правонарушения будут являться средства его совершения: а) электроэнергия; б) другие источники жизнеобеспечения.
Субъектом правонарушения выступят организация и должностные лица, занимающие должность или выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, в круг обязанностей которых входит решение вопросов о прекращении, ограничении подачи электроэнергии потребителям либо отключении их от других источников жизнеобеспечения. Субъективная сторона деяния будет выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
Наличие статьи, закрепляющей правонарушение,- должно дисциплинировать должностных лиц организаций при принятии решения по ограничению или прекращению подачи электроэнергии.
Кроме того, необходимо отметить, что лицо, в отношении которого было применено незаконное ограничение или прекращение подачи электроэнергии, не лишено права обратиться в суд за защитой своих интересов. Если лицу был причинен ущерб либо существует упущенная выгода, то в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства его права могут быть защищены. Однако, основываясь на судебной практике, можно сказать, что если реальный ущерб доказать в суде не так затруднительно, то с упущенной выгодой будет гораздо сложнее, поэтому, чтобы фактически возместить убытки такого рода, защищать интересы обратившегося в суд должны профессиональные юристы.
Таким образом, трудно прогнозировать, будут ли законодательно приняты указанные изменения в Кодексе. Однако, учитывая тенденцию возрастания роли государства на рынке электроэнергетики и в то же время продолжающуюся его либерализацию, введение административной ответственности за незаконное прекращение подачи электроэнергии было бы логичным индикатором усиления контроля власти.