октября
2008
Настойчивый миноритарий
Акционер «Роснефти» Алексей Навальный продолжает наступление на госкомпанию. Теперь он требует Генпрокуратуру разобраться в деталях контракта «Роснефти» с китайской CNPC.
Миноритарий «Роснефти» Алексей Навальный на прошлой неделе направил заявление в Генпрокуратуру, требуя провести прокурорскую проверку действий руководства «Роснефти» при заключении и исполнении контракта на поставку нефти в адрес китайской CNPC (копия заявления и почтового уведомления об отправке есть у «Ведомостей»).
Речь в заявлении идет о контракте, по которому «Роснефть» обязалась в 2005-2010 гг. поставить в Китай 48,4 млн т нефти, подписанном в 2004 г. «Роснефть» получила по нему $6 млрд предоплаты, которыми оплатила «Юганскнефтегаз».
Навальный считает, что за три года исполнения этого контракта «Роснефть» недополучила около $3,6 млрд. В своих расчетах он исходит из того, что «Роснефть» экспортировала нефть в Китай по формуле с дисконтом в $3 к стоимости нефти марки Brent в Лондоне на момент подписания контракта. По его данным, цена поставок остается неизменной и составляет около $40 за баррель. Источник этой информации в заявлении не указан, сам Навальный раскрыть его «Ведомостям» отказался.
Представитель Генпрокуратуры на запрос «Ведомостей» не ответил. Представитель «Роснефти» комментировать выводы Навального не стал. Компания «действует в рамках российского законодательства», лишь отметил он.
По расчетам аналитика «Солида» Дениса Борисова, недополученная прибыль «Роснефти», исходя из данных Навального, могла составлять $3,2 млрд.
«Роснефть» официально раскрывала лишь объемы поставок. Источники «Ведомостей», близкий к «Роснефти» и ее совету директоров, ранее сообщали, что формула цены по контракту, действительно, предполагала дисконт к Brent в $3, но за базис бралась средневзвешенная стоимость Brent в Лондоне в месяц поставки. По их данным, в конце 2007 г. китайская сторона согласилась на уменьшение дисконта до $2,325 (об увеличение цены контракта на $0,675 за баррель также сообщал «Интерфакс» cо ссылкой на свои источники).
Генпрокуратура обязана реагировать на любые заявления, говорит старший юрист корпоративной практики «Вегас-лекса» Александр Чернышев. Но даже если в ходе будут выявлены нарушения, заявитель, скорее всего, узнает лишь статью, по которой будет возбуждено уголовного дела, отмечает он.
Пока у Навального отрицательный опыт борьбы с «Роснефтью»: весной он обратился в московский арбитраж с требованием обязать компанию раскрыть детали сделок с нефтетрейдером Gunvor. Первую инстанцию он проиграл.