апреля
2009
Sibir Energy пришла за долгами // Компания подала иск к Шалве Чигиринскому на $328 млн
Скандал, касающийся взаимоотношений компании Sibir Energy и одного из ее акционеров — предпринимателя Шалвы Чигиринского, продолжается. Компания в Высоком суде Великобритании требует от своего основателя и акционера $328 млн. Теперь господину Чигиринскому запрещено продавать часть его активов, кроме того, Sibir Energy обвиняет его в манипуляции акциями компании. В результате предприниматель может потерять свой бизнес и попасть под уголовное расследование.
Работающая в России нефтекомпания Sibir Energy, чьи акции торгуются на бирже Лондона, вчера сообщила, что через суд намерена взыскать со своего акционера Шалвы Чигиринского $328 млн. Соответчиками по иску, поданному в Высокий суд Великобритании, выступают подконтрольная господину Чигиринскому компания Gradison Consultants, инвестиционный консультант Derbent Management Limited и бывший генеральный директор Sibir Energy Генри Камерон. Менеджер был отстранен от должности еще полтора месяца назад (см. "Ъ" от 26 февраля), а теперь уволен, сообщает Sibir Energy.
Шалва Чигиринский контролирует 23,5% Sibir Energy,еще столько же у структур владельца группы "Меркурий" Игоря Кесаева, 18% — у правительства Москвы, остальные бумаги торгуются на бирже Лондона. Но с 19 февраля торги приостановлены. Произошло это после того, как Sibir сообщила, что долг Чигиринского перед ней утроился, достигнув $325 млн.
Еще осенью Sibir Energy помогла Шалве Чигиринскому расплатиться с кредиторами, которым были заложены его акции Sibir Energy. Компания выдала акционеру аванс в размере $115 млн. Взамен она должна была получить долю предпринимателя в бывшей гостинице "Советской" и площадку под застройку на Ленинградском проспекте. Еще $192 млн Чигиринскому одолжил Игорь Кесаев, получив в залог акции своего партнера. В конце прошлого года (см. "Ъ" от 4 декабря) Sibir Energy сообщила, что покупает почти все объекты недвижимости у Шалвы Чигиринского.
Сделку не одобрили акционеры Sibir Energy. Но в начале февраля компания сообщила, что долг Шалвы Чигиринского перед ней (с учетом выданного аванса в размере $115 млн) вырос до $325 млн. Также Sibir раскрыла, что соглашение, предусматривающее переход ей в залог почти всех девелоперских проектов предпринимателя, аннулировано. Причин обоих событий компаний не раскрыла. Но эти обстоятельства стали основанием для отстранения от работы Генри Камерона и начала служебного расследования.
Sibir Energy предупреждает, что сумма иска может быть увеличена до $400 млн. Компания также сообщила, что Высокий суд вынес определение, запрещающее Шалве Чигиринскому продавать его активы, если эти сделки приведут к уменьшению стоимости оставшегося у него имущества ниже £250 млн ($371 млн). Определение действует по всему миру до окончания рассмотрения иска. Также Sibir Energy считает, что в период с 16 по 30 октября 2008 года Генри Камерон и Шалва Чигиринский могли манипулировать ценой акций компании, используя полученные от нее деньги. В чем выражались манипуляции, в компании не уточняют. Но 16 октября стало известно, что Sibir Energy покупает недвижимость господина Чигиринского, в результате чего цена ее акций упала на 30%, а затем в течение двух недель они подорожали почти на 20%. За этот период сообщалось о покупке Генри Камероном акций Sibir на общую сумму $3 млн, о сделках господина Чигиринского с акциями не сообщалось.
Помощник Шалвы Чигиринского вчера отказался соединить с бизнесменом. Телефон Генри Камерона не отвечал. В зависимости от конкретных нарушений, допущенных на рынке акций, участники таких сделок могут нести как репутационные риски, так и подвергнуться уголовному преследованию, отмечает Главный аналитик юридической фирмы "Вегас-Лекс СНГ" Максим Черниговский. Для Шалвы Чигиринского существует риск потерять бизнес, отмечает аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. Если он не вернет долг Игорю Кесаеву до октября, то потеряет свой пакет в Sibir Energy, а для того, чтобы расплатиться с долгами перед самой нефтекомпанией, в условиях падения цен на недвижимость могут потребоваться все девелоперские активы бизнесмена.