апреля
2009
Два в одном // Из саратовского авиазавода выделят два ОАО
ЗАО «Саратовский авиационый завод» будет реорганизовано. В июне на собрании акционеров предприятия должно быть принято решение о выделении из состава ЗАО двух ОАО — «Развитие» и «Аэродром Южный». На САЗе утверждают, что реорганизация проводится в рамках антикризисных мер. Аналитики полагают, что шанс для выведения завода из кризиса уже упущен.
Закрытое акционерное общество «Саратовский авиационный завод» готовится к очередной реорганизации. На 8 июня этого года запланировано годовое собрание акционеров, на котором планируется утвердить новую редакцию устава ЗАО «САЗ». Реорганизация предприятия предусматривает выделение из состава ЗАО двух акционерных обществ — ОАО «Развитие» и ОАО «Аэродром Южный». Предполагается, что в ОАО «Развитие» будут аккумулированы непроизводственные активы, не связанные с производством. ОАО «Аэродром Южный» займется приемом и техническим обслуживанием уже эксплуатирующихся самолетов Як-42, а головное предприятие ЗАО «САЗ» полностью сосредоточиться на выпуске комплектующих для авиационной промышленности.
По информации руководства САЗа, предприятие в этом году было переведено на трехдневную рабочую неделю. Общее количество работающих сокращено до полутора тысяч человек. Имеется задолженность по налогам, а также по заработной плате в сумме 20 млн руб. Дебиторская задолженность составляет порядка 100 млн руб. По принятому еще в прошлом году плану оздоровления завода начата реализация излишних производственных площадей (САЗ занимает 87 га, по плану должен занимать не более 40 га. — „Ъ“). Однако, как отмечают на ЗАО, в условиях кризиса спрос на производственные площади заметно упал, и продажи сейчас не осуществляются. Сейчас ЗАО «САЗ» проводит ремонт и техническое обслуживание самолетов Як-42 — в работе находятся два самолета, принадлежащие авиакомпании «Тулпар».
По словам помощника директора по связям с общественностью ЗАО «САЗ» Дианы Махмутовой, запланированная реорганизация проводится в рамках антикризисных мер, предпринимаемых менеджментом САЗа.
По словам гендиректора консалтинговой компании «Инфомост» Бориса Рыбака, «ситуация на САЗе пришла к своему логическому завершению». «Никакого продукта, востребованного на рынке он не производит, в ОАК завод не попал, а также необходимо учитывать ту политику, которую преследовал САЗ на протяжении последних 15 лет», — уточнил аналитик.
Сомнительными называет перспективы предприятия и депутат Саратовской областной думы Олег Галкин. «Те меры, которые предпринимаются руководством САЗа, мягко говоря, направлены не на выживание завода, а на сохранение имущественного комплекса», — заметил депутат.
Говоря о предстоящей реорганизации, руководитель комитета регионального развития юрфирмы «Вегас-Лекс» отметил, что она может в рамках законодательства проходить по одному из двух сценариев. Первый, когда акционером вновь создаваемых АО будет выступать юрлицо ЗАО «САЗ», а значит его акционеры станут совладельцами новых компаний лишь опосредованно. Второй — акционерами станут все нынешние держатели ценных бумаг ЗАО. В то же время, считает эксперт, более вероятен первый вариант. В целом, предположил юрист, такая реорганизация позволяет упорядочить структуру бизнеса, улучшить управляемость и «скинуть» непрофильные активы.
Между тем, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что шанс что-либо исправить путем выделения новых предприятий, уже упущен. «С одной стороны, прецедент положительного влияния выведения непрофильных активов в России имеется, — заметил он. — Однако существующая продукция в виде самолетов Як-42 уже не перспективна. Рынок ремонта и запчастей постепенно, но динамично будет изыматься. К середине будущего десятилетия число эксплуатируемых Як-42 станет настолько малым, что никакого экономически оправданного бизнеса не останется». В областном правительстве ситуацию на заводе и грядущую реорганизацию никак не комментируют.