мая
2009
Отели Москвы заподозрили в сговоре перед "Евровидением"
Федеральная антимонопольная служба инициировала расследование в отношении ряда московских гостиниц, которые были заподозрены в повышении цен на номера в период проведения конкурса "Евровидения" на 30%.
Например, в "Президент-отеле" - с 10 тыс. до 14,5 тыс. рублей (300-440 долларов) за ночь, в гостинице "Будапешт" - с 6 до 8,85 тысяч рублей, "Петр I" - с 14 до 16 тысяч рублей. В самих гостиницах, однако, рост цен связывают с обычным сезонным фактором.
Марина Усенко, исполнительный вице-президент компании Jones Lang LaSalle, сговора в повышении цен не видит.
"Я думаю, что гостиницы в первую очередь рассматривают спрос и предложение. Когда начинается более высокий туристический сезон, а обычно он в мае и начинается, повышаются цены. Но "Евровидение" - это одно из тех разрекламированных событий, которое дает гостиницам возможность заработать. Это абсолютно ожидаемо и логично, и я не вижу тут никакого серьезного сговора", - полагает она.
Компенсировать убытки
С конца прошлого года московские гостиницы простаивали наполовину пустыми. Однако только за время проведения конкурса отели вряд ли смогут компенсировать убытки, говорит Марина Усенко.
"Другое дело, что основной доход гостиницы получают за счет деловых приезжих, то есть командированных, поэтому этот доход у них дополнительный", - отмечает она.
Однако в прошлом году ФАС не предъявила претензий ни к одной московской гостинице, поднявшей и ставки на 50% на время проведения финала футбольной Лиги чемпионов. В Санкт-Петербурге, напротив, в сговоре обвинили 11 отелей, которые повысили расценки вдвое во время проведения Петербургского экономического форума.
Директор аналитического департамента юридической фирмы "Вегас-Лекс" Максим Черниговский рассказал в интервью Русской службе Би-би-си, что определить, кто прав - ФАС или отельер - поможет прецедент, а именно - проверка, как менялись цены в те же периоды раньше.
"Я думаю, что гостиницы могут повышать ставки и по случаю "Евровидения". Ведь с чем обязана бороться ФАС? Она обязана бороться со злоупотреблением доминирующим положением на рынке. Боюсь, что ни один отель, и ни одна отельная сеть в Москве не занимает какую-либо сколько-нибудь существенную долю на рынке, не является монополистом", - подчеркивает он.
Спад туризма
Из-за последствий глобального экономического кризиса в первом квартале в Москву приехало почти на 20% меньше туристов, чем год назад. Московские цены и до кризиса отталкивали многих потенциальных туристов, так что неудивительно, что ФАС озаботилась повышением гостиничных ставок, считает Марина Усенко.
"Наверное, Антимонопольная служба волнуется, что на фоне кризиса люди вообще стали меньше летать в Россию, особенно туристы, – предполагает она. - И на этом фоне любое увеличение цены будет восприниматься как еще один шанс не полететь, не приехать на "Евровидение". Но та тусовка, которая обычно прилетает на "Евровидение", она не самая дорогоплатящая. Как правило, это люди, которые арендуют квартиры, либо они в недорогих гостиницах находят номера. Все эти люди они, я уверена, давно уже озаботились, где они будут размещаться".
Следующим крупным событием, которое может помочь компенсировать отелям убытки станет экономический форум в Санкт-Петербурге. Но на него слетаются не простые туристы, а бизнес-элита, для которой подорожание номера в отеле на 30%, - это не повод, чтобы отказываться от возможности пообщаться.