мая
2009
"Дембель" пришел // Саратовские депутаты рассмотрят законопроект, обязывающий предприятия принимать на работу молодежь
Депутаты Саратовской областной думы приняли к рассмотрению законопроект, обязывающий руководителей предприятий всех форм собственности квотировать 3% рабочих мест для молодых людей, заканчивающих учебные заведения или возвращающихся из армии. Разработчики документа уверяют, что «в кризис без поддержки власти невозможно привлечь работодателей к решению проблем молодежной занятости», однако оппоненты говорят, что законопроект противоречит федеральным нормам права.
Депутаты Саратовской областной думы приняли к рассмотрению региональный законопроект о квотировании рабочих мест для молодежи в возрасте с 14 до 30 лет на предприятиях всех форм собственности «за счет средств работодателей». Речь идет о квоте в размере 3% для впервые ищущих работу выпускников средних школ, профессиональных училищ, вузов, уволенных в запас с военной службы и молодежи, освободившейся из мест лишения свободы. Отдельно в документе прописано, что такая квота должна предоставляться выпускникам, постоянно проживающим на территории региона, «в соответствии с полученной специальностью и квалификацией в течение года после окончания вуза или ПУ», а «дембелям» — в течение аналогичного срока после увольнения в запас. При этом, как отдельно оговорено в законопроекте, работодатель обязан «обеспечить на квотируемых рабочих местах уровень зарплаты не ниже среднего по предприятию по данной квалификации». Правда, «карательные санкции» за нарушение этого закона руководителями предприятий в документе не прописаны — работодателям лишь рекомендовано обосновать свой отказ в письменном виде.
Как заметил, мотивируя появление документа, один из его разработчиков, депутат от «Единой России» Денис Фадеев, в Саратовской области уже 30 тысяч безработных, этим летом к ним могут присоединиться 40 тысяч выпускников. «При этом на всех — только14 тысяч вакансий по региону, — напомнил депутат. — Мы считаем, что в кризис без поддержки региональной власти невозможно привлечь работодателей к решению проблем молодежной занятости».
Законопроект нашел поддержку председателя областной федерации профсоюзов Михаила Ткаченко, предложившего «поддержать его принятие». А губернатор Павел Ипатов заявил, что тему трудоустройства выпускников поднял на недавней встрече глав поволжских регионов с российским президентом, где «получил одобрение» саратовской инициативы.
Каждый третий безработный проживает в Саратове. В мае-августе на 339 предприятиях региона планируется освобождение еще 7,3 тыс. человек. В отпусках и простое по инициативе администрации находится 7,1 тыс. сотрудников предприятий и организаций, еще 4,3 тыс. работает в режиме неполного рабочего дня,14,8 тыс. работают неполную рабочую неделю.
Между тем ряд депутатов от промышленности назвали законопроект «неработоспособным». Парламентарии сочли, что разработчикам будет очень сложно провести документ от «рассмотрения» до окончательного принятия в заксобрании.
Генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой» (входит в тройку крупнейших строительных организаций области. — „Ъ“), глава «Союза застройщиков» региона единоросс Леонид Писной считает, что «исполнение этого закона на практике, особенно в отношении коммерческих структур, невозможно». «В федеральном законодательстве отсутствует прописанная обязанность руководителя любой структуры, государственной или коммерческой, квотировать рабочие места на основе законодательства субъекта», — напомнил депутат Писной. И даже если такой закон в регионе будет принят, он, как считает депутат, сразу же вступит в противоречие с ФЗ «О государственной и муниципальной службе», четко регламентирующим требования к претендентам на замещение вакантной должности государственного или муниципального служащего. «Молодой специалист изначально не соответствует этим требованиям, — заметил депутат Писной. — Поэтому законопроект надо доводить до ума».
Свою точку зрения на инициативу коллег высказал генеральный директор ОАО «Саратовский полиграфкомбинат», депутат от «Единой России» Николай Чукалин. «Я бы с удовольствием взял на предприятие молодых людей, но сегодня с ними очень сложно договориться, — считает он. — Когда молодежь приходит на работу, ей надо много денег и сразу. Но я не могу платить молодому специалисту больше, чем опытному, а на ту небольшую зарплату, которую мы им сразу предлагаем, они не сильно идут».
Между тем зампред бюджетного комитета областной думы, член «Справедливой России» Владимир Пожаров обратил внимание на то, что в законе есть только «кнут» для бизнеса — «и никакого «пряника». Это, по его мнению, абсолютно недопустимо в контексте экономического развития страны в условиях кризиса. «На мой взгляд, в таком документе нужно четко прописать: если предприниматель по квоте берет на работу молодых специалистов, взамен он получает некие преференции от государства, в виде налоговых льгот, госзаказов, бюджетных субсидий, — считает господин Пожаров. — В противном случае бизнес будет думать не о том, как привлечь молодежь на работу, а как обойти этот закон».
Аналогичного мнения придерживается и депутат от КПРФ Сергей Афанасьев, напомнивший, что на том же думском заседании парламентарии сняли с рассмотрения похожий «молодежный» законопроект, принятый к рассмотрению еще в феврале 2006 года — «поскольку не нашли юридических и финансовых механизмов для его реализации».
Между тем юрист Поволжской дирекции юридической фирмы «Вегас-Лекс» Игорь Гусев заметил, что федеральное законодательство предоставляет органам власти субъектов РФ право принимать подобные законы. В качестве примера господин Гусев привел аналогичный закон, принятый в 2000 году в Волгоградской области, по которому было положительное заключение экспертизы Министерства юстиции РФ. «Но справедливости ради надо отметить, что этот закон был признан Волгоградской областной думой утратившим силу в мае 2008 года», — резюмировал господин Гусев.