июня
2009
Медведев недоволен законом о банкротстве
Закон о банкротстве требует совершенствования с тем, чтобы он прежде всего открывал больший простор для санации предприятий, оказавшихся в трудном положении. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил сегодня президент РФ Дмитрий Медведев во время рабочей встречи с министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной.
"Цель работы /подготовка изменений в законодательство/ заключается не в том, чтобы как можно быстрее наложить секвестр, распродать предприятие по кускам, а трудовой коллектив выставить за ворота", - подчеркнул Д.Медведев. "Главная цель - это санация, оздоровление предприятия", - пояснил он.
"Надо делать так, чтобы прежде всего речь шла о санационных процедурах", - считает президент РФ. По его мнению, законодательство должно помогать разобраться в текущей ситуации, а также наказать виновных. "И правительство, и губернаторы, и руководство компаний должны разбираться в ситуации не когда она зашла в тупик, а когда только наметились проблемы и когда ее легко выправить", - убежден глава государства.
Д.Медведев посетовал, что в действующем законе механизмы оздоровления предприятия практически не работают. Это создает дополнительные препятствия для предприятий, особенно в условиях кризиса.
"Нечастое применение института санации связано, в первую очередь, с отсутствием интереса у кредиторов в оздоровлении предприятия-должника и желанием побыстрее получить сумму задолженности за счет реализации имущества должника. Со стороны учредителей предприятия или третьих лиц применение санации осуществляется в случае заинтересованности и возможности осуществлять дальнейшее развитие бизнеса. Если объем долгов делает невозможным выживание предприятия, то и применять данный механизм никто не будет. В свою очередь, применение таких оздоровительных процедур как финансовое оздоровление и внешнее управление зависит, в первую очередь, от воли кредиторов. В этой связи вряд ли можно рассчитывать на возникновение у кредиторов желания восстановить платежеспособность предприятия, по вине которого они сами оказались в проблемной финансовой ситуации. Кроме того, применение некоторых санационных процедур требует предоставления различных гарантий от заинтересованных в санации лиц, что делает их финансово обязанными перед кредиторами предприятия. Вышеуказанные обстоятельства непосредственно влияют на то, что санация является непопулярным методом урегулирования проблемы с предприятием – должником", - говорит РЦБ Андрей Бежан, юрист практики "Арбитраж. Конфликты. Судебные споры" юридической фирмы "Вегас-Лекс".
Э.Набиуллина согласилась, что нынешний закон, изданный в 2002 г, действует в этом смысле не всегда эффективно. "Кризис показал, где он не срабатывает", - подчеркнула она.
В частности, по мнению министра, сегодня нужны эффективные механизмы защиты как для кредиторов, так и для должников. Кроме того, необходимо усилить реабилитационную направленность закона, согласилась она с президентом.
Э.Набиуллина сообщила, что ее ведомством уже подготовлены поправки к действующему закону. В частности, будет предусмотрена возможность оспаривать сделки, которые зачастую перед процедурой банкротства совершаются для вывода активов предприятия. Кроме того, предусматривается порядок, связанный с презумпцией виновности руководителя предприятия за утрату документов об имуществе компании. Как пояснила министр, такие случаи весьма часты, когда над предприятием нависает угроза банкротства. "Это - жесткая норма, но в условиях кризиса она может быть оправдана", - сказала министр.
"Если говорить о законодательных инициативах, то представляется актуальным совершенствование административных правил регулирующих участие государственных федеральных и региональных органов власти в процедуре оздоровления предприятий. В частности было бы актуально урегулировать условия предоставления финансовой помощи и гарантий со стороны государства не только стратегическим и градообразующим предприятиям, но также иным менее крупным организациям оказавшимся в кризисной ситуации. Также, учитывая, что основной причиной банкротства предприятий является невозможность дальнейшего обеспечения выданных кредитов, было бы целесообразным разработать и принять нормативные акты регулирующие процедуру принятия коммерческими банками решения о реструктуризации задолженности. В настоящее время решение о реструктуризации зависит исключительно от менеджмента банков, который не заинтересован в сохранении предприятия - должника. В этой связи, появление нормативного акта предусматривающего ответственность за его нарушение (а не просто декларативно-рекомендательного) позволило бы должникам принимать меры для сохранения бизнеса, а не просто «уходить» в банкротство", - отмечает Бежан.
В числе правительственных предложений по совершенствованию законодательства о банкротстве предусматривается возможность процедуры реструктуризации по заявлению должника, рассматриваются вопросы трансграничного банкротства, а также банкротства группы лиц. "Нам хотелось бы, чтобы в результате этих поправок процедура в целом была более цивилизованной, не пугала участников экономической деятельности", - отметила глава Минэкономразвития.