сентября
2009
ПРУдное дело // Законность продажи ОАО "Пассажирское речное управление" оценят заново
Кассационная инстанция арбитражного суда вернула в областной арбитраж на новое рассмотрение дело о покупке саратовским предпринимателем Александром Тимошком 100% акций ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ). Суд отменил и решение первых двух инстанций, ранее признавших сделку незаконной. Истец — южная транспортная прокуратура — и саратовское облправительство, инициировавшее разбирательство, уверены, что при новом рассмотрении смогут склонить суд на свою сторону и отменить сделку. Владелец ПРУ Тимошок настаивает на том, что сделка была законной. Юристы полагают, что собственнику ПРУ теперь будет сложнее доказать свою позицию.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 31 июля вернул дело о приобретении саратовским предпринимателем Александром Тимошком 100% акций ПРУ на новое рассмотрение, отменив решения первых двух инстанций, признававших сделку законной. Напомним, господин Тимошок купил акции ПРУ в феврале 2007 года у единственного тогда его акционера — ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (СРТП) за 13,712 млн руб. Заместитель южного транспортного прокурора Александр Пономарев в конце 2008 года через суд потребовал признать эту сделку ничтожной и недействительной. Поводом для иска стало обращение в прокуратуру в марте 2008 года правительства Саратовской области. Чиновники регионального минтранса просили разобраться в законности сделки. Тогда региональная власть посчитала, что акции были проданы по заниженной цене. Отметим, участники рынка оценивают активы ПРУ в 60-70 млн рублей. Фактически судебное разбирательство было инициировано в условиях конфликта, который возник и сохраняется до сих пор между ПРУ и облминтрансом. Пытаясь, по утверждению самого министра по развитию транспортного комплекса области Сергея Шейкина, убрать монополию ПРУ в сфере речных пассажирских перевозок и вернуть госконтроль над ним (блок-пакет акций 25,5% СРТП, в которое входило ПРУ, принадлежит государству. — „Ъ“), региональная власть инициировала также открытый конкурс на осуществление речных пассажирских перевозок сезона 2009 года. Единственным участником проведенного в апреле конкурса стало ООО «Казанское речное пассажирское агентство», которое сейчас и осуществляет перевозки. Вместе с тем, по утверждению руководства ПРУ, минтранс задолжал предприятию порядка 7 млн руб. за перевозку в 2007 и 2008 годах льготников.
В свою очередь, по мнению прокуратуры, генеральный директор СРТП Виктор Синицын не имел права без ведома совета директоров принимать единоличное решение о продаже, поскольку рыночная стоимость акций ПРУ превышала 5% от балансовой стоимости всех активов предприятия.
Однако первые две инстанции посчитали, что гендиректор СРТП действовал в рамках закона, поскольку на момент продажи акций их балансовая стоимость составляла 4,7% (4,3 млн руб.) от стоимости активов ПРУ (91,2 млн руб.), а новая стоимость была утверждена месяцем позже.
Александр Тимошок настаивает на законности сделки. «Само судебное разбирательство можно назвать очень квалифицированной атакой», — возмущен он. В свою очередь, в транспортной прокуратуре надеются на то, что при новом рассмотрении дела удастся позицию суда изменить.
Глава облминтранса Сергей Шейкин считает, что прокуратура сможет добиться аннулирования сделки. «Наличия у ПРУ 10 судов будет достаточно для того, чтобы возродить саратовский речной флот», — надеется господин Шейкин. По его словам, при возвращении акций ПРУ прежнему владельцу (СРТП), областные власти смогут открыть новое предприятие и возобновить перевозку льготников собственными силами.
«По всей видимости, кассация усмотрела в решениях первых двух инстанций некие упущения, возможно, арбитражный суд и апелляционная инстанция не разобрались со всеми фактами, — говорит руководитель комитета регионального развития «Вегас-Лекс». — Владельцам ПРУ теперь придется более тщательнее доказывать свою правоту».