сентября
2009
Денежный вопрос
До недавнего времени многие компании активно наращивали свою кредитную задолженность, рассчитывая в любой момент перекредитоваться. Но теперь долговой рынок замер, а предприятия столкнулись с проблемой реструктуризации долгов и поиска альтернативных источников финансирования.
Поискам решения этих проблем была посвящена конференция «Антикризисные стратегии — 2009: реструктуризация долгов и другие возможности для региональных компаний», организованная Департаментом по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края совместно с журналом «Рынок ценных бумаг», информационным партнером мероприятия выступил «Краснодарский Бизнес-журнал».
«Подобные конференции мы проводим не первый раз, — рассказал заместитель главы администрации Краснодарского края Иван Перонко. — И в сегодняшних условиях они очень актуальны. Серьезная роль отводится кредитованию реального сектора экономики. Хотя вынужден констатировать: объем кредитных ресурсов, направляемый сегодня в экономику, существенно сократился». Так, за пять месяцев 2009 года сокращение составило почти 40% по сравнению с аналогичным периодом года 2008-го: банки выдали чуть более 150 миллиардов рублей кредитов. Наряду с падением объемов кредитования в Краснодарском крае в два раза увеличился объем просроченной задолженности по кредитам, и сейчас составляет 8,7%.
С нас взятки гладки?
В свете последних событий между кредиторами и заемщиками нередко возникают конфликты. Как рассказал руководитель южной дирекции юридической фирмы «Вегас-Лекс» Максим Лавров, среди наиболее распространенных причин конфликтов — отсрочка выплаты задолженности, а также кредитный или облигационный дефолт. Кроме того, из-за кризиса ликвидности банки, пытаясь нарастить объем денежной массы, зачастую повышают процентные ставки, а в случае снижения стоимости активов должника требуют внесения дополнительного залога. Если же предприятие не платит по своим обязательствам, страдает его репутация, и оно едва ли сможет где-нибудь перекредитоваться. В свою очередь невозможность рефинансировать долг может привести к закрытию как отдельных направлений работы предприятия, так и бизнеса в целом. Банки могут взыскать задолженность через суд, применив обеспечительные меры (арест счетов или всего имущества компании). Однако и должник тоже может подать иск на кредитора. Например, оспорить сам договор кредита, признав его недействительным. Благо юридических возможностей, по словам Максима Лаврова, для этого есть предостаточно. Если договор признается недействительным, банк имеет возможность взыскать свои деньги как неосновательное обогащение, а проценты получить исходя из ставки рефинансирования. При этом все обеспечительные сделки прекращаются, и свое имущество, предоставленное банку в залог, должник может реализовать. Словом, конфликты способны осложнить жизнь обеим сторонам: и заемщику, и кредитору. Ничего, кроме неприятностей, они не несут. Гораздо проще, как считает Лавров, договориться и реструктуризировать долг.
Впрочем, во избежание конфликтов банки стали гораздо разборчивее, и с началом кризиса ужесточили требования к заемщикам. Как рассказал заместитель управляющего Краснодарским отделением 8619 Сберегательного банка РФ Рашид Барчо, основные критерии для предоставления кредита — устойчивость и эффективность компании-заемщика, способность генерировать денежный поток, достаточный для исполнения обязательств по кредиту, ликвидность предлагаемого залогового обеспечения. Что касается стоимости кредитных ресурсов, то, по словам Рашида Барчо, она определяется индивидуально для каждого заемщика, зависит от срока кредитования, обеспечения, которое может представить потенциальный заемщик, а также от общего количества использования банковских услуг: пользуется ли заемщик другими услугами Сбербанка либо он обратился только за деньгами. Так, ставка по кредитам до одного года не превышает 19% годовых. Нижний предел ставки — 17,5%. Для получения долгосрочного кредита доля собственного участия заемщика в проекте должна составлять не меньше 30%. Если же это строительный проект, то 50%. «В финансирование строительного проекта банк вступает на завершающей стадии, после того, как заемщиком оплачено собственное участие в проекте, — комментирует Рашид Барчо. — Параллельное финансирование мы допускаем в случае подтверждения источника вложений на момент принятия решения о кредитовании».
Выход в люди
Но для бизнеса кредиты — не единственный источник финансирования. Тем более в условиях кризиса. Как считает глава представительства компании «Дойче Берзе» в России Роман Кириндасов, пришло время биржи, которая является хорошей возможностью для вливания свежей «финансовой крови». Согласен с этим и управляющий директор немецкого инвестиционного банка Эквинет Кай Винкельман: «Цель нашего приезда в Краснодар — поддержать компании, которые заинтересованы в получении капитала через биржу. Но как таким компаниям убедить инвесторов в своих преимуществах? Для этого на предприятии должна быть четкая и понятная стратегия, прозрачность. Кроме того, инвестору важно показать, что компания имеет сильную позицию по отношению к своим конкурентам и в среднем растет быстрее рынка. Также немаловажно, чтобы компания проводила активную работу со СМИ и общественностью. О хорошем бизнесе надо еще уметь хорошо сказать. Чтобы инвесторам с самого начала было понятно, в каком состоянии находится предприятие».
Другой вопрос, захотят ли сами предприятия выходить на биржу. Как показали последние события, фондовый рынок очень уж волатилен, и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации нелегко. Однако, по словам директора представительства ЗАО ММВБ в Краснодаре Павла Малеева, сейчас рынок входит в более стабильную фазу и сильных потрясений не предвидится. «Биржи отличаются как технологиями, так и правилами допуска, — отмечает Павел Малеев. — Но главное — это круг инвесторов, представленных на бирже. От того, насколько хорошо они поймут специфику компании, размещающей свои акции, и будет зависеть цена, по которой эти акции купят». Несмотря на то, что окно для публичных размещений акций в данный момент закрыто, потенциал российского фондового рынка, как считает Малеев, очень велик. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), порядка 60 компаний имеют в России эффективный бизнес. Соответственно, эти предприятия — потенциальные клиенты для выхода на фондовую биржу.
Венчурный подход
Для инновационных компаний появились новые источники инвестиций — региональные венчурные фонды. Критерии отбора региональных компаний (или их проектов) для инвестирования просты. Предприятие должно быть зарегистрировано на территории Краснодарского края и относиться к субъекту малого предпринимательства. Как рассказал заместитель директора НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края» Константин Анисимов, сейчас будет делаться упор на быстрорастущие компании, которые за три-четыре года могут показать хорошую динамику развития. Однако объем инвестиций в одну компанию не должен превышать 120 миллионов рублей.
Помимо получения средств в региональном венчурном фонде у предприятий есть возможность привлечения средств от компании «Роснано». Компания, по словам директора по развитию проектной деятельности ГК «Роснанотех» Андрея Лукшина, — основной координатор коммерциализации технологий в области наноиндустрии, реализующий проекты практически во всех ключевых отраслях: электронике, машиностроении, биотехнологии и других. В 2008 году размер инвестиций в нанотехнологии составил порядка К 2015 году, как отмечает Лукшин, объем производства продукции с применением нанотехнологий в России должен составить около 900 миллиардов рублей, из которых экспорт займет не меньше 30%.
Разбежались
Когда российская экономика начнет выходить из кризиса? Как считает старший экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский, кризис — это расплата за слишком высокие темпы экономического роста в предыдущие годы. Сейчас идет некая коррекция мировых экономик, в том числе и российской. Во второй половине 2008 года Россия столкнулась с кризисом платежного баланса. Цены на нефть снизились, и настроение инвесторов автоматически упало. Бюджет России в этом году — дефицитный: на уровне трех триллионов рублей. Но правительство исходило из цен на нефть на уровне 41 доллара за баррель. Сейчас они явно выше. А значит можно ожидать, что и дефицит бюджета окажется ниже запланированного. По мнению Антона Струченевского, экономика нащупывает модель более сбалансированного развития, и очевидно, что дно уже пройдено. Инфляция начинает снижаться, постепенно активизируется внутренний спрос. В реальном секторе экономики появляются первые признаки оживления. Насколько они стабильны, вопрос остается открытым.