декабря
2009
"Уралвагонзавод" спасут повторно // Владимир Путин и Игорь Шувалов едут на завод обсуждать господдержку
Завтра премьер Владимир Путин прибудет на "Уралвагонзавод" (УВЗ), одной из тем его совещания может стать господдержка предприятия — уже во второй раз за этот год. Долг УВЗ превышает 60 млрд руб., и денег на его обслуживание нет, поскольку производство вагонов на заводе упало вдвое. Наиболее простым способом поддержки УВЗ может стать допэмиссия предприятия, 100% акций которого принадлежит государству.
Сегодня первый вице-премьер, глава антикризисной комиссии при правительстве Игорь Шувалов проведет встречу с руководством УВЗ, рассказали "Ъ" несколько близких к заводу источников. Тема встречи — выделение УВЗ госфинансирования. На какой объем господдержки рассчитывает завод, источники "Ъ" не говорят, но отмечают, что она необходима на поддержание текущей деятельности и погашение долгов, общий размер которых (включая обязательства перед поставщиками) 61 млрд руб. В секретариате господина Шувалова подтвердили "Ъ" факт встречи первого вице-премьера с руководством завода.
Игорь Шувалов проводит совещания с руководством УВЗ накануне визита на завод премьера Владимира Путина, запланированного на завтра. Официальная повестка — развитие ВПК (УВЗ производит танки Т-90). Но не исключено, что на совещании "будут обсуждаться и другие вопросы", сказал "Ъ" пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Гендиректор УВЗ Олег Сиенко комментировать совещания не стал, напомнив лишь, что с июня завод сократил долг на 5 млрд руб. Это нельзя назвать большим достижением, если учесть, что в сентябре завод получил 4,4 млрд руб., проведя допэмиссию, выкупленную на деньги федерального бюджета. На положение УВЗ это не повлияло: кассовый разрыв у предприятия сохраняется, говорят источники "Ъ", близкие к заводу, поскольку в 2009 году завод столкнулся с двукратным падением спроса на свои полувагоны. Если в 2008 году их было выпущено 15 тыс., то в этом году — не более 6 тыс. Растет только выпуск цистерн (3 тыс. в этом году против 2 тыс. в прошлом), но во многом это объясняется крупным контрактом с "Транснефтью". УВЗ заключил с ней СП (см. "Ъ" от 6 августа), и компания разместила на его мощностях заказ на 5 тыс. цистерн. Это едва ли не единственный крупный заказ завода на сегодня, говорят источники "Ъ", близкие к предприятию. Завод обещает удвоить выпуск полувагонов в 2010 году, но как это будет сделано, на УВЗ не поясняют.
Не исключено, что сегодня на совещании руководство УВЗ попросит у Игоря Шувалова не столько прямого финансирования, сколько посредничества при получении заказов, говорят источники "Ъ", близкие к заводу. В мае в интервью "Ъ" Олег Сиенко говорил, что предлагает Минтрансу, ОАО РЖД и правительству программу стимулирования спроса на вагоны, аналогичную работающей в автопроме (он предлагал государству дотировать лизинг вагонов).
Господин Сиенко также отмечал "Ъ", что в условиях падения числа гражданских заказов рассчитывает на рост военных — как Минобороны, так и экспортных контрактов. Последние должно было обеспечить входящее в госкорпорацию "Ростехнологии" ФГУП "Рособоронэкспорт" (назначение господина Сиенко прошло во многом благодаря главе госкорпорации Сергею Чемезову). Общий объем заказов господин Сиенко прогнозировал на уровне $2 млрд. Но текущий портфель военных заказов "гораздо меньше", говорят источники "Ъ", несмотря на то, что в этом году завод работал как на экспорт, так и на гособоронзаказ.
Наверняка прямого денежного вливания избежать не удастся, считает Михаил Пак из ИК "Атон". До сих пор считалось, что основная проблема завода — высокая долговая нагрузка. Правительство уже выделило УВЗ госгарантии на 10 млрд руб., что позволило ему реструктурировать почти половину долга перед банками на 40 млрд руб., напоминает аналитик. Но раз УВЗ снова просит помощи, это означает, что ему не хватает оборотных средств. Наверняка государство согласится на денежное вливание, заключает господин Пак: УВЗ — крупное градообразующее предприятие. Управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян считает, что, если УВЗ заведет речь о прямой денежной поддержке, это наверняка опять будет допэмиссия: 100% акций завода в федеральной собственности, и это самый простой способ выделения ему денег.