февраля
2010
Кто защитит адвоката?
Большинству российских юридических фирм при всех их профессиональных достижениях свойственна недостаточная деловая зрелость в управлении собственным бизнесом. Между тем, современная рыночная ситуация требует иного подхода к менеджменту. И если отечественные предприниматели в целом сумели перейти на новый организационно-управленческий уровень, то правовые защитники бизнеса пока на несколько ступеней отстали от своих клиентов. Помогая другим пережить сложные времена, они сами оказались в затруднительном положении. В этом признались участники Первого Юридического форума Поволжья, прошедшего в Нижнем Новгороде при информационной поддержке ИА «Росбалт».
Как отмечает административный директор московской юридической компании «Каменская & партнеры» Юлия Чекрыгина, для юристов сегодня характерен синдром «менеджера-игрока» или играющего тренера. В частности, рост компаний тормозится из-за того, что собственники не готовы отойти от оперативного «рутинного» управления бизнесом и стать настоящими стратегами. Между тем, в условиях экономической нестабильности распыление ресурсов на непрофильные виды деятельности - непозволительная роскошь. Чекрыгина посоветовала подсчитать, что произойдет, если руководитель освободит непосредственно для управления бизнесом половину своего времени, которое обычно уходит на выполнение административных функций.
Управляющий партнер курской юридической консалтинговой группы «Ратум» Ольга Романова в свою очередь предлагает правоведам сконцентрировать усилия на удержании постоянных потребителей с помощью сервиса и привлечении новых с помощью выведения на рынок «свежего» продукта. Однако, как подчеркивает Романова, нельзя забывать о том, что миссия компании должна оставаться неизменной в условиях кризиса. Создание новых продуктов и услуг должно совпадать с профилем организации. Иначе говоря, юридическая компания должна создавать новые продукты только в области права, а не заниматься продажей цветов. При этом юристам рекомендуется работать с клиентами из разных областей. Если в «тучные» времена, как утверждают аналитики, диверсифицированный клиентский портфель способен стать обузой для компании, то в трудный период «несколько точек опоры могут спасти положение».
По оценкам экспертов, емкость рынка юридических услуг пока допускает появление на нем новых игроков. Крепкая «средняя» региональная юридическая фирма в год может получать доход от $2 млн. Меньший показатель означает, что фирма работает плохо. Таким, по мнению участников юридического бизнеса, должен быть «входящий доход» юрфирмы за вычетом проектных расходов и без учета офисного обслуживания.
Вопрос в том, как выстроить взаимоотношения с клиентами, чтобы обеспечить стабильность спроса. Например, один из приволжских юристов столкнулся с любопытной тенденцией: ряд региональных компаний, работающих в относительно благополучных поволжских субъектах РФ, сегодня вообще не имеют юридических отделов и иногда даже штатных юристов. Они аффилированы с властной элитой, полагая, что административный ресурс способен решить любую проблему и потому редко привлекают внешних профессиональных юристов для защиты своего бизнеса или отстаивания собственных интересов, предпочитая разрешать споры другим путем. В частности, по утверждению юриста, с такой ситуацией он столкнулся в Татарстане.
В то же время иностранные инвесторы, которые выходят на рынки субъектов РФ, даже заручившись поддержкой местных властей, предпочитают прибегать к помощи юристов. Причем иностранцы предпочитают привлекать к работе региональных игроков, а не их московских и международных коллег. Иностранные компании делают расчет на то, что местные правоведы более эффективно могут помочь им в реализации бизнес-планов, поскольку хорошо осведомлены о политических и экономических особенностях своего региона и «правилах игры» на данной территории. Иностранным инвесторам нужен консультант, а не «скорая помощь» - они привыкли не решать проблемы по мере возникновения, а предвосхищать их, используя юридическое сопровождение до принятия конкретных шагов на рынке.
В отечественных компаниях помощь юристов используется несколько иначе. Как отмечает директор департамента правового обеспечения ОАО «ВолгаТелеком» Иван Смирнов, в российских компаниях юридические подразделения играют вспомогательную функцию, именно поэтому и бюджет на обеспечение деятельности таких «дополнительных» специалистов и структур не сопоставим с расходами на основной вид деятельности предприятия. Смирнов заметил, что юристы сейчас, по сути, выполняют «реактивные» функции, как раз выступая в роли «скорой помощи» для компаний, и назвал такое положение дел «кругами ада». Между тем, как утверждает эксперт, юристы должны работать на опережение - устранять саму возможность появления негативного развития ситуации, а не идти «по следам событий», как это происходит в подавляющем большинстве отечественных компаний. Однако руководство предприятий просто не видит необходимости вложения средств в это направление работы, не чувствует значимости юридического сопровождения бизнеса.
По мнению руководителя комитета регионального развития московской компании «Вегас-Лекс», юридическое образование в России построено таким образом, что правоведов учат «реактивным действиям» - решать проблему, когда уже «всё свершилось». «Наши юристы выходят из учебных заведений именно с такой ментальной картой», - подчеркнул он. Хотя, по мнению эксперта, правовед - штатный или привлеченный со стороны - должен работать над минимизацией юридических рисков.
Сегодня, по словам эксперта, многие юрисконсульты и правовые консультанты не знают, как продемонстрировать клиенту свою потенциальную пользу. «Не надо рассказывать бизнесменам, что вы знаете, как решить их проблемы, поскольку в ответ на это часто звучит - «а у нас нет проблем». Юрист должен показать, что способен повысить эффективность бизнеса, - считает юрист.
Как отмечают участники рынка, хорошему юристу сегодня нужно быть и профессиональным маркетологом, и искусным менеджером по продажам. По словам директора нижегородского офиса международной юридической компании «Яковлев & партнеры» Олега Тимофеева, многие предприниматели сетуют на то, что им сложно разобраться в море предложений, существующих на рынке юридических услуг - бизнесмены просто не могут сделать оптимальный выбор делового партнера для правового сопровождения компании. «Такое ощущение, что все мы, словно слепые или с повязками на глазах, ходим рядом друг с другом и не можем найти друг друга», - иронично заметил Тимофеев. По его словам, задача независимых юристов и юридических компаний сегодня состоит в том, чтобы «ненавязчиво оказаться рядом с клиентом и показать, чем ты можешь быть ему полезен».