+ 7 (495) 933-08-00

Комментарии экспертов

24
февраля
2010

Поле равных возможностей

Коллектив авторов , VEGAS LEX

Отсутствие явного лидера, но в то же время жесткая конкуренция между фирмами - характеристики рынка юридических услуг для бизнеса в ПФО. Будущее - за четкой специализацией, отладкой внутренних процессов и ориентацией клиента на превентивную юридическую помощь вместо "реактивной", считают эксперты.

Юридические рынки Поволжья сходны, заявил 12 февраля в ходе Первого юридического форума Поволжья руководитель комитета регионального развития юридической фирмы "Вегас-Лекс". Практически во всех областях отсутствуют яркие лидеры. По мнению эксперта, это хороший знак: для каждого активного участника пока есть потенциальная возможность стать первым.

Реактивная тяга

Весь российский бизнес действует по принципу "реактивного" консалтинга, то есть согласно поговорке "Пока гром не грянет...", считает эксперт. Например, многие предприниматели формально подходят к регистрации ООО, а потом на практике осознают несовершенство прописанных договоров. Очень небольшой процент клиентов понимает, что консультантов нужно привлекать заранее, подтвердил управляющий партнер коллегии адвокатов "Сергеева и партнеры" (г. Казань) Тимур Сергеев.

"К сожалению, продавцы услуг ждут, когда возникнет проблема, придет заказчик и попросит "огнетушитель", - заметил в свою очередь директор департамента правового обеспечения ОАО "ВолгаТелеком" Иван Смирнов. - Внешние консультанты появляются, когда мы уже в войне. Например, дискуссия об авторском праве идет довольно давно, но ни одного предложения от внешнего консультанта пока не поступало. Заказчику хотелось бы, чтобы услуги предлагались до проблемы".
Загвоздка в самом юридическом образовании, считает партнер VEGAS LEX. Юристов изначально учат реактивному действию. "Консультант, грубо говоря, не может себя продать. Ключевая фраза - "Решим проблему". А если у бизнеса ее пока нет? Нужно позиционировать себя как специалистов, которые повысят эффективность бизнеса и не допустят возникновения проблемы. Юридические услуги должны расцениваться как инвестиционный инструмент", - уверен юрист.

Фирма плюс клиент

Клиентом юридических фирм становится как крупный, так и малый и средний бизнес. Если "малыши" пользуются услугами юристов в крайних случаях, то крупный бизнес, как правило, формирует юридический отдел внутри компании и очень тщательно подходит к выбору дополнительных внешних консультантов. "Глобальные компании работают по глобальным принципам, заключая крупные контракты с одной или несколькими юридическими фирмами по всему миру. Вероятность стать поставщиком юруслуг для глобальной компании у региональных юрфирм крайне низка", - объяснил руководитель филиала компании Intel в Нижнем Новгороде Владимир Богданов.

"В Татарстане средний и крупный бизнес редко пользуется услугами внешних консультантов, - рассказал Тимур Сергеев. - Специфика региона - нефтепереработка. Отраслевые компании аффилированы с властью. Нажимая на административные рычаги, они вроде бы могут решить все проблемы, поэтому мотивация обращения к внешним консультантам очень низкая". Правда, в последнее время в Татарстане появились иностранные компании, которые инвестируют в регион, добавил Сергеев. Раньше они обращались за юридическими консультациями к крупным зарубежным или московским фирмам, а сейчас напрямую выходят на казанских специалистов.

Свой юротдел есть в каждом филиале "ВолгаТелекома", но специалисты занимаются в основном внутренними проблемами - дебиторской задолженностью, правовым сопровождением хозяйственной деятельности компании. Однако если организация хочет начать предоставлять новые услуги, ей нужно просчитать и новые экономические и юридические риски. "Будь рыночная экономика стабильной, можно было бы спокойно сформировать область деятельности внутренних юристов, но российское законодательство крайне интенсивно меняется. Юрист предприятия не может быть профессионалом во всех сферах", - считает Иван Смирнов.

Таким образом, юридическая компания может "выплыть", если станет в регионе узким специалистом "на пике определенного законодательства" - в области авторского или корпоративного права (ценные бумаги, дочерние компании), недвижимости, банкротства, инновационного или антимонопольного законодательства. Как пояснила генеральный директор юридической компании "Т.М.-Сервис" Юлия Крузе, сегодня юрфирмы делятся на компании широкого профиля с большой "продуктовой линейкой" и так называемые бутики, которые предоставляют одну яркую услугу.

Для крупных компаний правовые услуги являются вспомогательными, напомнил Иван Смирнов. Это значит, что в бюджете заложены не слишком большие деньги на внешних консультантов. Даже при "реактивных" действиях бюджет на юристов проходит семь кругов согласования. Единственный способ быстро получить деньги - аргументированно рассказать, какие риски будут устранены в будущем благодаря работе консультантов.

Клиенты не торопятся переходить на распространенную в США почасовую систему оплаты юридических услуг, в один голос говорят представители региональных компаний. Большинство предпринимателей по-прежнему предпочитают фиксированную оплату - так легче понять, за что и в каком объеме взимаются деньги.

С точки зрения крупного покупателя юридических услуг, наиболее привлекательны заметные, "раскрученные" компании, поскольку они, скорее всего, обладают профильным опытом, отлаженными внутренними процедурами и пониманием юридической этики. Мы соблюдаем внутренние стандарты работы, но самарскому клиенту это пока не интересно, с сожалением признал управляющий партнер юридической фирмы "РосБизнесЛегис" (г. Самара) Дмитрий Самигуллин. Несмотря на это, многие региональные компании, думая о будущем, работают над своей стратегией и внутренними процессами.

Как рассказал управляющий партнер юридической группы "Результат" (г. Уфа) Рустем Мусабиров, самое главное для фирмы - борьба с самой собой, то есть стандартизация услуг, улучшение технологии работы с клиентами, обучение персонала. "В Башкортостане юридический бизнес развит слабо и отчасти предоставлен самому себе из-за отсутствия полноценного государственного правового регулирования юрдеятельности. Технологическое оснащение, прозрачность услуги для клиента и реклама также оставляют желать лучшего. Нет открытого сообщества и явных лидеров. Зато идет жесткая конкуренция", - поделился Мусабиров. Примерно та же ситуация и в Самарской области. Специфика региона - разрозненные закрытые юридические компании, которые не хотят объединяться. Только в последнее время начались подвижки в сторону диалога, отметил Самигуллин.

Цена вопроса

По мнению руководителя нижегородского офиса юридической фирмы "Яковлев и партнеры" Олега Тимофеева, консультанты зря "плачутся" друг другу на жесткую конкурентную среду и неграмотных неактивных клиентов. Например, почасовая оплата зачастую невыгодна заказчику, поэтому в условиях кризиса не грех предложить клиенту комбинированную систему, а также бонусы и скидки.

Несмотря на кризис, по оценкам экспертов, на рынке юридических услуг крутятся очень большие деньги. "Если крупная региональная фирма имеет годовой доход меньше 2 млн долларов, то она плохо работает", - заявил партнер VEGAS LEX. В ответ на это Олег Тимофеев предложил коллегам "спуститься на землю". По региональным рейтингам, лидером может считаться компания, которая зарабатывает от 15 млн рублей, а не долларов, в год.

Лидеры ищут лидеров, резюмировала Юлия Крузе. Чем авторитетнее и крупнее юридическая фирма, тем больше у нее возможностей заполучить постоянных "денежных" клиентов.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение