июля
2010
Государство адаптирует законодательство // Президент России Дмитрий Медведев утвердил новую версию федерального закона "О концессионных соглашениях"
Закон «О внесении изменений в федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят Госдумой 18 июня и одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года.
«Основная цель поправок - расширение возможностей использования концессионного соглашения как инструмента государственно-частного партнёрства применительно к различным отраслям и сферам, в том числе и к транспортной», - говорит старший юрист VEGAS LEX.
«Упрощаются процедуры заключения концессионного соглашения, что позволит снизить риски всех заинтересованных сторон», - считает председатель правления Центра ГЧП Павел Селезнёв.
Новая версия закона о концессиях предусматривает, в частности, возможность передачи концессионеру в качестве объекта концессионного соглашения имущества, находящегося в ведении государственных или муниципальных унитарных предприятий. «Положительным образом должно сказаться и расширение понятия объекта концессионного соглашения и включения в него движимого имущества, технологически связанного с недвижимым», - добавляет эксперт VEGAS LEX.
Однако, по мнению экспертов, использование концессий по-прежнему целесообразно лишь в малозатратных проектах.
«Ни один проект, в рамках которого планируется построить железные дороги, не реализован на основе концессии», - говорит источник в Росжелдоре. Главная проблема - отсутствие механизма возврата частных инвестиций в проекты. «До сих пор не понятно, как можно за 30 лет окупить железную дорогу стоимостью 100 млрд руб.», - утверждает чиновник. По его мнению, на разработку механизма возврата инвестиций уйдёт как минимум три года.
Несмотря на это, в корпорации «Урал Промышленный - Урал Полярный» намерены использовать концессионное соглашения как механизм реализации проектов. В частности, линию Полуночное - Салехард партнёрам предлагается строить в рамках контракта жизненного цикла, то есть инвестор строит дорогу за свой счёт, занимается её эксплуатацией до тех пор, пока все затраты не будут компенсированы, и только потом передаёт ветку государству.
В РЖД утверждают, что не против данного механизма ГЧП как такового (контракты жизненного цикла, например, являются наиболее предпочтительной формой привлечения инвестиций при строительстве высокоскоростных магистралей). Но для инфраструктурных проектов должна быть выработана четкая система применения концессионных соглашений.
Как стало известно «Гудку», этой теме должно быть посвящено правительственное совещание, которое пройдёт в ближайшую пятницу под руководством вице-премьера правительства Сергея Иванова.