декабря
2010
"Ассоциацию" подсадили на канатную дорогу // В амбициозном проекте появился новый инвестор
Проект строительства канатной дороги, которая через Волгу свяжет Нижний Новгород с городом-спутником Бором, вышел на новый этап реализации. Построить дорогу планировалось к концу прошлого года, но сроки неоднократно переносились, в итоге проект подорожал до почти 1 млрд руб. Областное правительство контролирует большую часть уставного капитала оператора проекта и уже вложило в него более 445 млн руб. Теперь софинансирование обеспечит ОАО КБ «Ассоциация», инвестирующее в проект 100 млн руб. По мнению сторон, это позволит завершить работы во втором квартале 2011 года.
Кредитное соглашение о финансировании строительства канатной дороги в минувшую пятницу подписали председатель правления ОАО КБ «Ассоциация» Михаил Гапонов и генеральный директор ОАО «Нижегородские канатные дороги» (НКД) Павел Фомичев. Банк предоставит компании кредит в размере 100 млн руб. сроком на пять лет под 13% годовых.
По словам вице-губернатора Нижегородской области Владимира Иванова, эти средства необходимы, чтобы завершить основные работы по строительству дороги уже этой зимой: «Нужно спешить, чтобы оплатить вертолет, оплатить канат и протянуть его зимой, пока на реке нет судоходства». Павел Фомичев пояснил, что на данный момент выполнены практически все работы по возведению опор канатной дороги, банковские средства позволят их завершить и закупить оборудование. Окончание строительства намечено на второй квартал 2011 года. По словам вице-губернатора, в перспективе компания планирует привлечь еще 300 млн руб. кредитных средств. Стоимость всего проекта оценивается примерно в 1 млрд руб.
Частные инвесторы, впоследствии ставшие партнерами регионального правительства в проекте, планировали начать строительство еще осенью 2005 года. Но сроки неоднократно переносились. О создании ОАО НКД с участием областных властей и уставным капиталом в 550 млн руб. стало известно в марте 2008 года. По данным «СПАРК-Интерфакс» на 12 апреля 2010 года, 55% долей в уставном капитале компании владело министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, 35% - администрация Нижнего Новгорода, 5% - МАУ «Управление благоустройства города Бор», 5% - ООО «Нижегородские канатные дороги», учрежденное физлицами. Как уточнил вчера заместитель директора ОАО Антон Валетов, в итоге одноименное ООО вышло из проекта и теперь 67,93% владеет областное правительство, 32% - администрация Нижнего Новгорода, 0,07% - борская администрация. Ранее инвестиции в проект анонсировались эквивалентными уставному капиталу - в объеме 550 млн руб., 302 млн руб. из которых должен был вложить областной бюджет. На данный момент областное правительство обеспечило 445,3 млн руб. уставного капитала. Предполагалось, что канатная дорога будет запущена уже в декабре 2009 года. Но соблюсти эти сроки партнерам не удалось. Павел Фомичев пояснил, что сроки были скорректированы из-за пересмотра проекта станций дороги: первоначально планировалось построить только технические станции, но в итоге решили спроектировать полноценные вокзальные комплексы. В результате на 25% был увеличен и объем инвестиций.
Оценивая риски кредитного договора, Михаил Гапонов отметил, что не сомневается в соблюдении сроков реализации проекта: «Меня не раз спрашивали, учитывает ли банк тот факт, что сроки реализации этого проекта не раз переносились. Нас это не пугает - мы знаем, с чем это было связано. Менялись поставщики, и не все они могли выполнить поставки в сроки в полном объеме - кризис-то разразился не только в нашей стране. Но все переносы сроков не были связаны ни с деятельностью самой компании, ни с качеством проекта. А накладки везде бывают».
По мнению руководителя Нижегородского центра научной экспертизы Татьяны Романчевой, к намеченному сроку выполнить основную часть работ по строительству канатной дороги вполне реально, но вопрос в том, будут ли при этом возведены подъезды к вокзальным комплексам, остановки общественного транспорта и парковки для личных авто.
Комментируя условия сотрудничества сторон, аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что «ставка кредита довольно высока»: «В среднем для крупных инфраструктурных проектов стоимостью свыше 1 млрд руб. ставки колеблются в пределах 8-11%». Отсутствие залога, которое, по мнению эксперта, могло повлиять на величину ставки, «может свидетельствовать о высокой степени доверительных отношений между банком и его акционерами и учредителями компании-инвестора». Менеджер практики государственно-частного партнерства и инфраструктуры юридической фирмы «Вегас Лекс» Евгений Глумов добавляет, что в случае, если заказчиком строительства выступает область, обеспечением по кредиту может быть сам госконтракт, выполнение которого в соответствии с законодательством о госзакупках и будет служить гарантией выполнения обязательств заемщика.