марта
2011
Министр VIP-транспорта // Следователи проверяют, как и на чем Валерий Матвеев с подчиненными ездили в командировки
Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области решает вопрос о возбуждении уголовного дела по факту необоснованного пользования бюджетными средствами в ходе командировок рядом сотрудников регионального минтранса в 2009 году. Одним из фигурантов может стать министр транспорта Валерий Матвеев из-за его поездок в командировки в люксовых вагонах поездов за казенный счет. В министерстве не комментируют ситуацию. Юристы считают, что начало уголовного преследования будет зависеть от «политической воли», и говорят об отсутствии судебной практики по подобным делам.
Как стало известно „Ъ", следственное управление Следственного комитета РФ (СУ СКР) по Самарской области решает вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам необоснованных трат сотрудниками министерства транспорта и автомобильных дорог региона бюджетных средств в ходе командировок в 2009 году. Об этом рассказал источник в областном правительстве. В СУ СКР по Самарской области вчера подтвердили, что в конце февраля ведомство получило из областного ГУВД материалы соответствующей проверки «в отношении нескольких сотрудников» минтранса. «В настоящее время решение по материалу не принято. Высказаться о наличии либо отсутствии нарушений со стороны сотрудников министерства будет возможно только после окончания проверки», - сообщили в ведомстве. По данным источника „Ъ" в следственном управлении, в материалах речь идет, в частности, о возможных нарушениях со стороны главы минтранса Валерия Матвеева. По словам собеседника, «было подтверждено несколько фактов поездок господина Матвеева в командировки вагонами класса люкс, хотя по закону о государственных служащих ему оплачивается вагон СВ». Ущерб оценивается в 150-200 тысяч рублей. Речь может идти о возбуждении уголовного дела по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»)». По словам собеседника, изначально проверка проводилась и в отношении других сотрудников. К примеру, речь шла о бывших заместителях министра транспорта Александре Барташове и Андрее Вышегородцеве. «Но они уже давно не работают в минтрансе. Найти и опросить их невозможно, поскольку они москвичи и, уволившись, отбыли, по сути, в неизвестном направлении. Поэтому детально их случаи не рассматривались», - отметил источник. Один из чиновников в минтрансе рассказал, что, по его данным, в конце прошлой недели сотрудники ГУВД опрашивали господина Матвеева в здании его ведомства.
Официально в министерстве транспорта вчера не комментировали ситуацию.
Поездки высокопоставленных чиновников самарского облправительства уже становились причиной скандалов в регионе. Осенью 2009 года СКП РФ проводил проверку полетов на чартерных рейсах за счет бюджета области самарского губернатора Владимира Артякова. Инициатором выступил председатель общественной организации «Гражданская инициатива» Валерий Карлов. Он ссылался на публикацию в электронной газете Мoscow Post «Удачно посланный», в которой утверждалось, что господин Артяков и чиновники из его ближайшего окружения якобы регулярно летают в столицу на чартерных рейсах на выходные домой. Однако следователи пришли к выводу, что глава региона летал частными рейсами только в командировки и в экстренных случаях в соответствии с законом. В возбуждении уголовного дела было отказано.
Валерий Матвеев и его ведомство ранее неоднократно критиковались депутатами и федеральными надзорными органами. В прошлом году ФАС оштрафовала ведомство за нарушение закона «О защите конкуренции»: министерство составляло слишком крупные лоты при распределении денег на строительство и ремонт дорог. Конкурсы в течение ряда лет выигрывает подведомственное минтрансу госпредприятие АСАДО.
«Следственный комитет вполне может возбудить уголовное дело, если установлены факт нарушения и лицо, которое его совершило, - считает председатель коллегии адвокатов «Самара-адвокат» Александр Паулов. - Для этого нужна только политическая воля. Вообще, у нас все равны перед законом, за хищения в 150 тысяч рублей люди сидят по пять лет. Уже в ходе следствия может устанавливаться, был ли преступный умысел или, возможно, в этот день не было билетов другого класса». Старший юрист Поволжской дирекции юридической фирмы «Вегас-Лекс» Игорь Гусев отметил, что судебная практика по делам такого рода практически отсутствует. «Практически всегда подозреваемые погашают ущерб из собственного кармана, и это становится смягчающим фактором, дело не доходит до суда, - говорит эксперт. - Кроме того, 285 статья такова, что будет очень сложно доказать наличие состава преступления. В основном, по этой статье проходят дела о взятках». По мнению господина Гусева, отказать в санкции на начало уголовного преследования может и областная прокуратура. «Практически по любому поводу, - говорит юрист. - Скорее всего, вокруг результатов этой проверки начнется то, что называется «войной элит», и в результате все будет зависеть от политической воли».