апреля
2011
ФАС для вас // ФАС в ближайшее время внесет в правительство ряд важных поправок в антимонопольное законодательство
ФАС в ближайшее время внесет в правительство важные поправки в антимонопольное законодательство. В частности, одна из них вводит обязательную открытую продажу госимущества. Это уже третья за последние пару лет масштабная правка антимонопольного законодательства, но говорить о его совершенстве пока рано, признают эксперты.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов одобрил третий антимонопольный пакет поправок в законодательство. Как сообщил Игорь Артемьев, глава разрабатывавшей эти поправки Федеральной антимонопольной службы, документ будет внесен в правительство в ближайшее время. «Мы рассчитываем, что буквально через неделю-две выйдем с этими поправками на правительство России и в последующем в Госдуму», - заявил он.
Принципиальное новшество пакета, по словам Артемьева, обязательный механизм открытой продажи государственного имущества. После принятия этих поправок любое госимущество, будь то недвижимость, квоты на вылов рыбы или конфискат, будет выставляться на торги только через сайт torgi.gov.ru. Торги, по словам Артемьева, должны будут проходить в форме аукциона на повышение, «чтобы государство могло получить больше доходов в бюджет».
Это повысит прозрачность продаж, признают эксперты. Ранее, рассказывает председатель совета директоров Межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро, на zakupki.gov.ru давали объявления о том, что продаётся имущество. Но после прочтения объявления ты должен был сам выяснять и искать, кто и где именно продаёт то, что тебя интересует. «Работал принцип «чужие здесь не ходят», и купить то, что тебе нужно, было практически невозможно», - рассказывает эксперт. Теперь же всё имущество по всей России будет продаваться на одной площадке. Но насколько эффективно это будет работать, вопрос. «Если сайт будет просто информационным, а по ссылке оттуда любой желающий сможет перейти на электронную торговую площадку, где можно будет сразу принять участие в торгах, это начинание можно только приветствовать, - говорит эксперт. - Если же будет принято решение о том, что к сайту будут подключены только те пять площадок, которые сейчас подвергаются массивной критике всего экспертного сообщества, - ничего позитивного не будет, а с работой нового сайта возникнут те же проблемы, что и с сайтом госзакупок».
Важно, чтобы на сайте torgi.gov.ru объявления о продаже госсобственности размещались в «машиночитаемом виде», считает блогер Иван Бегтин, который занимается расследованиями, связанными с госзакупками. Тогда их смогут отслеживать не только в ФАС, но и все желающие. Ведь именно из-за отсутствия таких данных возникают нарушения в сфере размещения госзаказов на сайте госзакупок. Генпрокуратура накануне раскритиковала ФАС за происходящее. «Создавшаяся негативная ситуация во многом связана с ненадлежащим осуществлением ФАС и ее территориальными органами контрольных функций в сфере размещения заказов», - отмечается в докладе прокуратуры.
Адвокат юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев не исключает, что будут попытки обойти и новые положения закона с целью организации продаж определенным лицам или по заведомо согласованным условиям.
Третий антимонопольный пакет касается и крупного бизнеса, который часто попадает в фокус внимания ФАС, в первую очередь нефтяных компаний. Одна из поправок уточняет определение картеля. По действующему законодательству за так называемые вертикальные соглашения (договоренность между компанией, доминирующей на рынке, и ее контрагентом) полагается уголовное наказание. Третий пакет поправок декриминализирует совместные действия такого рода - теперь они не будут считаться картельным сговором. «Горизонтальные» соглашения (договоренность нескольких конкурентов на одном рынке о поддержании единого уровня цен) останутся уголовно наказуемыми по статье УК № 178 (от двух до семи лет лишения свободы в зависимости от состава правонарушения).
Также изменится подход к штрафам за злоупотребление доминирующим положением. Сейчас они составляют до 15% годового оборота. Третий пакет уточняет, что если в результате злоупотребления доминирующим положением ограничения конкуренции как такового не происходило (например, доминирующая компания просто навязывала контрагенту невыгодную цену), то будет применяться фиксированный штраф от 1 до 5 млн рублей.
«Третий антимонопольный пакет предусматривает дифференциацию ответственности (оборотные или фиксированные штрафы) компаний за действия в зависимости от того, повлекли они ограничение конкуренции или нет,- говорит руководитель группы юридической фирмы «Вегас-Лекс». - Но это положение не будет применяться к субъектам естественных монополий. Для них оборотный штраф останется единственной административной мерой ответственности за злоупотребление доминирующим положением».
Уточняют поправки и понятие монопольно высокой цены. Справедливая цена будет определяться не на основе себестоимости продукции, а с учетом мировых цен и биржевых индикаторов. Из выведенной таким образом цифры вычитаются затраты на логистику и прочие расходы (например, экспортные пошлины). Ранее Артемьев на примере нефтепродуктов говорил, что справедливая цена будет рассчитываться с учетом логистических расходов для каждого конкретного НПЗ. Монопольно высокой, таким образом, будет признаваться цена, значительно превышающая мировую.
«Но положения статьи 6 действующего закона «О защите конкуренции» не были скорректированы в части определения ключевого признака - необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли», - говорит юрист. Так что ФАС сможет опять оценивать ситуацию субъективно. Поэтому говорить, что антимонопольное законодательство и практика его применения прозрачны и понятны бизнесу, еще рано, отмечает юрист.
Не стоит рассчитывать, что уже возбужденные антимонопольные дела будут прекращены в связи с либерализацией законодательства, добавляет эксперт «Вегас-Лекс». В феврале ФАС по поручению Владимира Путина в очередной раз занялась нефтяными компаниями: с декабря прошлого года по январь текущего отпускные цены на дизельное топливо выросли более чем на 35%, средняя цена тонны солярки составила 28 тысяч рублей. ФАС решила начать так называемую третью волну дел против нефтяников. Помимо нефтяников в фокус внимания антимонопольной службы попали и производители угля. Против СУЭК, «Российского угля» и «Стройсервиса» было возбуждено уголовное дело за картельный сговор, а «Евраз» и «Распадскую» ФАС обвинила в завышении цен.