января
2012
Дело о займе на сертификацию самолета "Ту-334" вновь попало в апелляцию
ОАО "Туполев" (95,52% акций принадлежит государственной "Объединенной авиастроительной корпорации") обжаловало в Девятом арбитражном апелляционном суде решение первой инстанции, которая постановила взыскать с него в пользу ООО "МиГ-Финанс" 192,8 млн руб. Дата рассмотрения жалобы еще не назначена.
Обжалуемое решение Арбитражный суд города Москвы вынес 8 декабря 2011 года. Требования истца были удовлетворены частично – изначально они достигали 272,41 млн руб.
Суть спора такова. 19 ноября 2001 года государственное ОАО "Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" предоставило "Туполеву" займ на выполнение работ по сертификации самолета "Ту-334", а в августе 2010 года РСК "МиГ" уступила право требования долга по этому займу "Альфа-банку". Задолженность погашена не была, и кредитная организация обратилась в столичный арбитражный суд с иском о взыскании с "Туполева" 193,19 млн руб.
Суд 19 октября 2010 года удовлетворил иск банка частично, взыскав в его пользу 166,7 млн руб. В ходе разбирательств во второй инстанции требования долга с "Туполева" были переуступлены по цепочке: от "Альфа-банка" — ООО "Динсор", а от этой компании — ООО "МиГ-Финанс". 9ААС 10 марта 2011 года утвердил взыскание с "Туполева" в пользу уже этой компании 166,7 млн руб. Но кассация посчитала, что были исследованы не все обстоятельства дела, и 23 июня 2011 года направила его на новое рассмотрение в столичный арбитраж.
Так дело перешло на второй виток разбирательств. Примечательно, что решение по нему судья Ольга Лежнева также вынесла со второй попытки. В ходе процесса 2 декабря она уже удалилась в совещательную комнату для принятия судебного акта, но затем вернулась и возобновила производство по делу. Причиной этому послужило отсутствие в его материалах доказательств исполнения сторонами обязательств по договору. Как выяснилось тогда, эти документы на первом круге исследованы не были, что стало причиной направления кассацией спора на пересмотр.
По мнению Вадима Кодола, руководителя группы по разрешению споров юридической фирмы Vegas Lex, позиция судьи выглядит вполне логично. "В соответствии с нормами АПК выполнение требования кассационной инстанции, передавшей дело на повторное рассмотрение суда первой инстанции, носит обязательный характер. Если оно не выполняется, это прямое нарушение законодательства, и ошибку АСГМ в данном случае придется исправлять либо 9ААС, либо ФАС МО", — сказал он. И если судья посчитала, что необходимости запрашивать указанные документы нет, то она должна будет объяснить это в мотивировочной части решения, добавил Кодол.
По идее, ставшие камнем преткновения доказательства могли быть затребованы судом раньше (было несколько заседаний), но, вероятно, "лучше поздно, чем никогда", посетовали опрошенные "Право.Ru" юристы. Сами стороны этих документов представлять не стали. Их позиция заключается в следующем. Фигуранты дела не считают себя виноватыми, утверждая, что имеют право на предоставление тех доказательств, которые считают нужными: "И если суд раньше не затребовал их, мы их и не предоставляли".
Интересен был и тайминг процесса: слушания по иску задержалось на 55 минут, сам процесс шел 4 минуты (поскольку стороны на заседании не выступали вообще, посчитав, что им нечего добавить к ранее озвученным доводам), а час судья провела в совещательной комнате.
Теперь спор предстоит решить апелляции.
***
"Альфа-банк" занимает седьмую строчку рейтинга кредитных организаций по активам по состоянию на декабрь 2011 года (964 млрд руб.).
Основными направлениями деятельности ОАО "Туполев" являются "развитие семейства самолетов Ту-204/214 и Ту-334, разработка грузового самолета среднего класса Ту-330 и регионального и административного самолета Ту-324, работы по практическому внедрению в эксплуатацию самолетов на альтернативных видах топлива". Рассматриваются также вопросы модернизации самолетов дальней авиации и авиации ВМФ.
Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Ту-134, Ту-154Б и Як-42. Имеет много общего с Ту-134, например, Т-образное хвостовое оперение, два двигателя, расположенных в хвосте, и пассажировместимость 102—138 человек. Фюзеляж Ту-334 имеет такое же поперечное сечение как и Ту-204, с которым Ту-334 унифицирован на 60%, но имеет значительно меньшую длину. Самолет на 97% состоит из оборудования, которое выпускается российскими предприятиями.