ноября
2012
На своих условиях
Автопроизводитель пытается снизить цену контракта на перевозку через суд
ОАО "АВТОВАЗ" направило исковое заявление в Арбитражный суд Самарской области к ОАО "РЖД". Автопроизводитель пытается доказать, что его принуждают заключить договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования при станции Тольятти Куйбышевской железной дороги.
"ОАО "РЖД" пытается навязать плату за пользование вагонами и контейнерами, не находящимися в собственности железнодорожников. Такая ситуация идёт вразрез с Уставом железнодорожного транспорта РФ и противоречит сложившейся судебной практике", – говорит начальник пресс-центра АВТОВАЗа Александр Шмыгов.
Между тем в филиале "РЖД" сочли некорректным обмениваться выпадами с контрагентом через СМИ во время судебного процесса.
"В принципе, любое заявление той или иной стороны в прессе может оказать влияние на процесс. Мы очень бы не хотели давить на суд, тем более в такой форме. Так что до конца судебного разбирательства мы воздержимся от публикации нашей позиции. Если же АВТОВАЗ заявлял о своей правоте в СМИ, значит корпоративная этика в нашей компании развита лучше", – отметил начальник службы корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги Вячеслав Степанов.
Аналитики утверждают, что практика арбитражных судов исходит из того, что плата за пользование вагонами в соответствии с УЖТ РФ может быть взыскана в пользу железной дороги в случае принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве. А также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Навязывание же включения такого условия в договор при отсутствии на то согласия контрагента может быть расценено как злоупотребление доминирующим положением", – отметил юрист фирмы VEGAS LEX.
По словам эксперта, в железнодорожной отрасли довольно часты претензии к перевозчикам, касающиеся злоупотребления доминирующим положением на рынке, однако далеко не все они являются обоснованными. Нередко обиженные компании обращаются в ФАС с заявлением о привлечении к административной ответственности, ведь в случае победы над железнодорожным монополистом в суде станет гораздо проще доказать основания для заключения договора на условиях, удобных для контрагента.
"В случае удовлетворения иска перевозчик может понести определённые репутационные издержки. В целом такое решение вряд ли вызовет существенный резонанс, поскольку подобные дела являются рутинными во всех судебных округах", – считает специалист VEGAS LEX.
Юрист также полагает, что при положительном для ОАО "АВТОВАЗ" окончании спора не исключено, что другие клиенты Куйбышевской железной дороги также воспользуются данным инструментом оптимизации затрат на перевозки. В то же время судебное разбирательство, очевидно, не является лучшим механизмом для укрепления партнёрских отношений и заключения сбалансированных контрактов.
Заместитель начальника Правового департамента ОАО "РЖД" Наталия Кадыкова считает, что о тех или иных последствиях дела можно будет говорить только после окончательного судебного решения.
Сам факт спора с "АВТОВАЗом" вполне нормален – если компания отказывается подписывать контракт на определённых условиях, контрагент идёт в суд. В данном же случае автопроизводитель решил подстраховаться и обязать нас через суд подписать договор на своих условиях, не дожидаясь окончания обсуждения документа", – отметила Наталия Кадыкова.
Константин Мозговой