декабря
2012
Кубанские чиновники спустились на землю. Они будут отслеживать эффективность использования сельхозугодий
Вице-губернатор Краснодарского края Эдуард Кутыгин возглавил комиссию, которая будет мониторить ситуацию с землями сельскохозяйственного назначения. В регионе порядка 3,9 млн га сельхозугодий, из них в краевой собственности всего 300 тыс. га, однако чиновники обещают «воздействовать» не только на неэффективных арендаторов госучастков, но и частников, не исключая изъятия земли в судебном порядке. Эксперты отмечают, что усиливать контроль над кубанскими аграриями особой необходимости нет — неиспользуемых участков и неэффективных пользователей на юге немного.
О создании в Краснодарском крае комиссии, которая займется мониторингом сельхозземель и выявлением фактов ненадлежащего их использования, сообщило региональное министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В состав комиссии вошли представители территориальных управлений Россельхознадзора и Росреестра, департамента имущественных отношений и минсельхоза, а возглавил ее вице-губернатор Эдуард Кутыгин.
Как утверждает представитель минсельхоза, власти намерены работать не только с арендаторами находящихся в муниципальной или краевой собственности участков, но также «найдут возможность побудить к эффективному использованию сельхозземли и собственников». По его словам, речь о «страшных цифрах» не идет — в сферу внимания комиссии попадут «не миллионы и даже не сотни тысяч га».
По данным источников „Ъ“, одним из способов «воздействия» на региональных землепользователей может стать принудительное изъятие участков в судебном порядке с последующим выставлением их на публичные торги. Такую возможность законодательство предусматривает, отмечает старший юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы Vegas Lex. «Может быть прекращено право собственности на сельхозучасток, не используемый собственником в течение трех лет (ст. 284 ГК РФ), либо используемый с нарушением законодательства — например, не в соответствии с целевым назначением или если это приводит к существенному снижению плодородия и ухудшению экологической обстановки (ст. 285 ГК РФ)»,— говорит эксперт, отмечая при этом, что «судебная и арбитражная практика по таким делам пока не является достаточно обширной».
Как сообщил „Ъ“ начальник отдела госземнадзора регионального управления Россельхознадзора Сергей Рубцов, в текущем году специалисты ведомства проконтролировали 937,4 тыс. га сельхозземель, из них не используется или используется с нарушениями 21,7 тыс. га. По его словам, говорить о подлежащих принудительному изъятию площадях пока преждевременно, поскольку большинство признаков неиспользования «определены законодателем относительно недавно» (2011–2012гг.). «Кроме того, собственники в большинстве случаев после наложения административного штрафа и выдачи предписания выявленные нарушения устраняют»,— говорит он. В минсельхозе также заявляют, что комиссия «ни у кого ничего отнимать не собирается — пока речь идет о мониторинге».
По данным «Агропромышленного союза Кубани», площадь сельхозземель в регионе составляет около 3,9 млн га, из них 300 тыс. га в находится собственности региона, менее 100 тыс. га — в федеральной собственности, остальное контролируют пайщики, КФХ и крупные агрокомпании. Глава союза Игорь Лобач полагает, что комиссия будет работать прежде всего с арендаторами госучастков. «Доказать неэффективность использования частных угодий, если речь не идет о прямых нарушениях земельного законодательства, на практике сложно, хотя в регионе были прецеденты, когда расторгались договоры аренды по участкам пайщиков»,— говорит он. В целом, по оценке эксперта, неэффективно используемых сельхозземель в регионе мало и «проблема не носит массового характера».
По словам председателя кубанской АККОР Виктора Сергеева, неиспользуемые частные земли есть в каждом районе, но их немного и, в основном, это принадлежавшие пайщикам участки по 2–7 га. «Они получили их в начале 90-х, кто-то затем их сдал в аренду фермерам и крупным агрохозяйствам, некоторые участки уже перепроданы несколько раз и нынешние собственники держат их „на всякий случай“»,— отмечает он.
Рыночная стоимость одного га сельхозугодий в регионе может превышать, по оценке участников рынка, $1 тыс., но речь идет о крупных сделках. Аналитик «АТОН» Алексей Евстратенков считает, что участки пайщиков крупным игрокам не нужны — они заинтересованы в предложениях от 10 тыс. га. В соответствии с законодательством, если продать на публичных торгах изъятые участки не удастся, они могут быть приобретены в краевую или муниципальную собственность.
Сергей Иванов