июня
2013
В плену противоречий
Проблема в том, что соглашения о ГЧП отличаются от прочих договорных форм, предусмотренных действующими законами. Во-первых, сторонами по соглашению о ГЧП являются публичный и частный партнеры. Во-вторых, предмет соглашения о ГЧП представляет собой действия сторон, направленные на реализацию публичной функции - повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг.
Законопроект о ГЧП входит в противоречие с существующими законами. Например, как заметил партнер юридической компании "Legal Capital Partners" Юрий Туктаров, ГЧП может быть реализовано в форме концессионного соглашения. В таком случае отношения по ГЧП будут регулироваться ФЗ "О концессионных соглашениях".
Однако законопроект о ГЧП содержит положение о том, что концессионное соглашение является одной из форм ГЧП. Соответственно, нормы закона о ГЧП будут общими по отношению к нормам специального закона о концессионных соглашениях. Эксперты считают, что распространение норм законопроекта на концессионные соглашения негативным образом может сказаться на уже заключенных концессионных соглашениях, и указанную норму следует уточнить.
Кроме того, как отметил старший юрист-аналитик "Vegas Lex", законопроект содержит ряд противоречий и нестыковок с отраслевым законодательством, которые должны быть разрешены до принятия закона. Так, необходимо разграничить законодательства о ГЧП и о ФКС. При доработке законопроекта неоднократно высказывалось мнение, что необходимо распространить конкурсные процедуры, содержащиеся в законодательстве о ФКС, на правоотношения о ГЧП. Такой подход не разделяется большинством практикующих юристов, поскольку правоотношения по закупке государством товаров, работ и услуг и правоотношения по ГЧП носят принципиально разный характер. Для того чтобы разграничить эти две сферы законодательства, необходимо в законе о ГЧП установить принципы ГЧП, а также принять методику, позволяющую отграничить госзакупки от ГЧП.
Необходимо также разграничить нормы ГЧП-закона и нормы инвестиционного законодательства. Пока существует правовая неопределенность в вопросе о том, может ли по проектам ГЧП применяться финансирование за счет средств Инвестфонда.
Согласно законопроекту объект соглашения о ГЧП может передаваться в собственность частного партнера. Само по себе такое положение не содержит в себе угрозы "скрытой приватизации", поскольку в таком случае передача объекта в собственность будет производиться в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
- Законодатель явно не имел в виду необходимость прохождения параллельно или последовательно с заключением соглашения о ГЧП длительных процедур по приватизации, - заметил эксперт VEGAS LEX. - В таком случае нужна поправка в закон о приватизации государственного и муниципального имущества, выводящая из-под его действия передачу объекта в собственность частного партнера по соглашению о ГЧП. Либо саму норму законопроекта о ГЧП необходимо скорректировать.
По мнению управляющего партнера юридической фирмы "Качкин и Партнеры" Дениса Качкина, развитие института ГЧП - комплексный процесс, требующий системного подхода. Чтобы обеспечить непрерывный поток инвестиций, нового закона недостаточно. Необходимо создание органа власти, уполномоченного реализовывать государственную политику в сфере ГЧП.
Участники конференции обратили внимание и на другой важный момент действия ГЧП - проблему предпроектной подготовки. Важно выработать такую систему, чтобы деньги, в большинстве случаев заемные, вложенные в проект ГЧП инвестором, возвращались последнему в течение двух-трех лет, - подчеркнула партнер компании "Herbert Smith Freehills" Ольга Ревзина.
Закончилась конференция обсуждением проблемы полномочий в сфере ГЧП на уровне Федерации, субъектов и муниципальных образований. Как отметил исполнительный директор Центра развития ГЧП Олег Шагако, сегодня принято 68 областных законов о ГЧП, при этом только треть из них функционируют. Принятие федерального закона даст регионам возможность развивать свою нормативно-правовую базу в сфере ГЧП. Закон также несет перспективу развития методической базы, так как в развитие положений закона предусматривается принятие нескольких постановлений правительства: о порядке инициации и подготовки соглашения о ГЧП, оценке эффективности проекта ГЧП в сравнении с бюджетным финансированием, контроле исполнения обязательств частного инвестора, порядке проведения конкурсных процедур и о порядке проведения общественных слушаний по соглашению о ГЧП.
Елена Шмелева.