ноября
2013
Замороженный спрос
В результате всего лишь одного правительственного решения — заморозить в 2014 году тарифы на услуги естественных монополий — трубники заранее лишились примерно пятой части своего годового оборота. Только лидеры отрасли ТМК, ЧТПЗ, ОМК и "Северсталь" могут недополучить в будущем году до $900 млн.
Правительственный тариф
В сентябре правительство приняло решение о замораживании тарифов на услуги естественных монополий с 2014 года. Ожидается, что это ограничит рост коммунальных платежей для граждан и даст ощутимый антиинфляционный эффект. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, эта мера позволит компаниям сбалансировать свои бюджеты и осуществлять инвестиции в развитие в соответствии с принятыми бизнес-планами, а рядовых потребителей хотя бы на период 2014-2016 годов избавит от необходимости гнаться за аппетитами монополистов: повышать тарифы отныне можно только на уровень инфляции, с применением понижающего коэффициента 0,7.
Правда, министр финансов Антон Силуанов заметил, что от этой меры могут пострадать инвестиционные программы самих естественных монополий, но за счет имеющихся у компаний резервов они успеют провести структурные реформирования. Так и вышло.
"Газпром" насчитал убытки в размере 510 млрд рублей и уменьшил свою инвестиционную программу. В частности, монополист отложил строительство газопроводов "Сила Сибири" и Бованенково—Ухта, даже несмотря на проведенные геологические изыскания, для которых резервировались трубы большого диаметра (ТБД) в количестве более 250 тыс. штук. Кроме того, из-за отсутствия решения относительно производителя труб для подводной части "Южного потока" работы по этому проекту были перенесены на следующий год.
То есть одним махом отрасль лишилась примерно пятой части своего годового оборота. ТМК, ЧТПЗ, ОМК и "Северсталь" могут недополучить за год до $900 млн.
Причем решение "Газпрома" отложить проект "Сила Сибири" из-за пока еще не подписанного контракта с китайской CNPC на поставку газа перечеркивает сенсационную победу российских трубопроизводителей на проведенных в июне конкурсах, когда впервые за шесть лет три из пяти лотов на поставку ТБД для российского монополиста общей стоимостью 9,3 млрд рублей выиграли как раз ОМК, ЧТПЗ и "Северсталь".
Стоит отметить, что трубная отрасль в России довольно неоднородна, а образующие ее компании-производители находятся в разных финансовых условиях. Поэтому пострадают все одинаково, но последствия для всех будут разные.
Например, ЧТПЗ еще год назад находился в преддефолтном состоянии и акционеры были вынуждены просить протекции на самом высоком уровне. Проблема была временно решена, долги рефинансированы, производство продолжает функционировать. Однако оздоровление идет медленнее, чем хотелось бы. В 2012 году группе ЧТПЗ пришлось уволить примерно 400 работников управленческого звена, или примерно 20% управленческого персонала. По словам генерального директора ЧТПЗ Ярослава Жданя, оптимизация рабочего капитала дала возможность высвободить более 9 млрд рублей, которые были направлены на погашение кредитов, и в целом это дало снижение кредитного портфеля на 10%. По итогам первого полугодия текущего года чистый убыток группы ЧТПЗ составил $9,1 млн. Его образование, по признанию менеджеров компании, произошло в результате увеличения выплат по банковским кредитам, амортизационных отчислений, а также из-за курсовых разниц. Вряд ли нынешнее решение "Газпрома" добавило оптимизма акционерам ЧТПЗ. И несмотря на то что остальные трубники чувствуют себя увереннее в финансовом плане, проблема снижения внутреннего спроса заставит понервничать и их.
Руководитель департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев убежден, что уже в ближайшее время стоит ожидать сокращения инвестиционных программ всех монополий, которых коснулось решение правительства. Но не замораживание тарифов, по его мнению, главная проблема трубной отрасли, а отсутствие долгосрочных драйверов роста. "Таким фактором, например, могла бы стать государственная программа модернизации теплосетей. Обязательным условием ее должно стать использование только отечественной продукции",— рассуждает господин Григорьев.
Граница росту
Недобросовестная конкуренция и открывшиеся в результате ВТО границы — это вторая крупная угроза росту отрасли. Например, юристы считают, что даже в условиях снижения спроса трубников может спасти грамотное использование возможностей, предоставляемых ВТО. В первую очередь законодательных мер, направленных на защиту отечественного производителя. Но модернизировать законодательство нужно без промедления, так как время работает сейчас не на российских промышленников.
Например, управляющий партнер юридической фирмы "Барабашев и партнеры" Максим Барашев сетует, что в России все еще действует федеральный закон от 14 апреля 1998 года N63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (в редакции ФЗ от 18 февраля 2006 года N26-ФЗ, от 30 декабря 2006 года N280-ФЗ), а также иные нормативные акты, принятые на его основе. Из нового эксперт припоминает только введенные в рамках Таможенного союза импортные квоты на трубную продукцию до 1 ноября 2014 года (сами квоты можно найти в решении коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 года N143).
Василий Васильев, адвокат юридической компании "Хренов и партнеры", отмечает, что с вступлением в ВТО Россия обязалась понизить импортные пошлины на трубы с 15-20% до 5-10%, причем в 2012-2013 годах должны быть понижены ставки по 43 позициям. "ВТО открывает более широкие возможности для экспорта российских труб за рубеж и защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, но основной проблемой здесь является то, что Россия пока не научилась в полной мере использовать возможности ВТО,— поясняет господин Васильев.— На повестке дня стоит задача усовершенствования Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 2008 года. Среди главных проблем: упрощение применения процедур защиты внутреннего рынка в отношении труб, поставляемых из стран, предоставляющих государственные субсидии и льготы, в частности в отношении применения ценовых поправок (энергетических, логистических, финансовых и др.); сокращение сроков проведения защитных расследований; введение в активную практику применения предварительных, на период проведения расследования, и/или ретроактивных антидемпинговых пошлин".
"Надо грамотно использовать преимущества Таможенного союза, чтобы защищаться от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей, а это есть, и продумать меры по защите внутреннего рынка, естественно, строго в рамках принятых нашей страной международных обязательств",— отметил в июле 2013 года Дмитрий Медведев. Однако эксперты сразу поспешили назвать эту меру недальновидной и запоздалой. Это раньше украинский импорт действительно угрожал интересам российских производителей, но теперь гораздо опаснее Китай, нарастивший в десятки раз свои производство и экспорт, в том числе в Россию. За последние пять лет действия этой меры импорт труб из стран бывшего СССР сократился в 1,7 раза — до 508,6 тыс. тонн. При этом доля Украины в импорте труб сократилась с 65% в 2009 году до 35% в 2013 году, а доля Китая за этот же период выросла с 10% до 16%. За пять месяцев 2013 года импорт на российский рынок труб из Китая составил 92 тыс. тонн.
Получается, что российские трубники не слишком и выиграют от отмены квотирования в отношении Украины. В настоящее время на территории Таможенного союза действуют антидемпинговые меры в отношении подшипниковых труб, некоторых видов стальных труб, холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, а также специальные меры в отношении труб из коррозионностойкой стали. Однако при этом каких-либо антидемпинговых или специальных защитных мер, действующих только на территории Российской Федерации, в настоящее время не установлено.
Аналогичная ситуация и с членством России в ВТО: в соответствии со статьей 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам от 1994 года запрещены экспортные субсидии, а также импортозамещающие субсидии, предоставление которых связано с использованием отечественных товаров вместо импортных. В то же время ВТО признает право государств предоставлять субсидии для достижения стратегических целей, в том числе на приобретение сырья и материалов.
Однако при этом, добавляет руководитель коммерческой группы юридической фирмы Vegas LEX, в соответствии с протоколом от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года" и приложениями к нему Российская Федерация не устанавливала для себя каких-либо специфических обязательств в отношении трубной отрасли. На этом основании юрист делает вывод, что возможности принятия превентивных и протекционных мер в рамках ВТО Российской Федерацией использованы не полностью.
Но в сложившейся ситуации государство должно, просто обязано дополнительно предпринять шаги к защите трубной промышленности от резкого сокращения объемов производства и сбыта продукции, полагает адвокат МКА "Клишин и партнеры" Дмитрий Васильченко и называет возможные механизмы этого: предоставление или увеличение дотаций и субсидий отечественным трубникам с целью придания им конкурентного преимущества на международном рынке, защита предприятий трубной промышленности с использованием механизмов внутреннего рынка.