октября
2014
Последствия нового статуса ЕИО
После внесения в ГК РФ нормы о представительском характере полномочий органов управления юридического лица возникла масса вопросов о глубине и характере применения норм ГК РФ о представителях к органам управления. Очевидно, что физическое лицо (или юридическое лицо в случае передачи функций управления управляющей организации), осуществляя функции единоличного исполнительного органа (далее – ЕИО), создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности юридического лица, от имени которого оно выступает. При этом физическое лицо, избранное на должность ЕИО, несет ответственность перед «представляемым» обществом за неразумные и/или недобросовестные действия в рамках осуществления таких полномочий. Все это соотносимо с представительством. Признавая решение об избрании ЕИО в комплекте с уставом, определяющим компетенцию, чем-то вроде «удостоверенной» внесением записи в ЕГРЮЛ «доверенности», и, соответственно, применяя к ЕИО все нормы, установленные для представителя, действующего на основании доверенности, возникает ряд проблем, которых можно избежать, если признать полномочия ЕИО представительством особого рода.
К примеру, срок полномочий. Представляется, не имеет смысла дополнительное ограничение срока полномочий ЕИО (по типу срока действия доверенности), поскольку участники общества и так имеют право прекратить полномочия ЕИО в любой момент, в случае если это будет нужно. Кроме того, у них имеется возможность установить срок полномочий в уставе или решении об избрании. Установление еще одного основания для прекращения полномочий влечет необоснованное увеличение как «трудозатрат» участников процесса, так и финансовых расходов общества на проведение собрания участников с вопросом об избрании ЕИО, особенно в свете того, что акционерное общество теперь ни одно собрание не вправе провести, не уплатив нотариусу или регистратору.
Еще один пример – срок доверенностей, выданных единоличным исполнительным органом (как вариант передоверия). Если представить, что все доверенности прекращаются одновременно с прекращением полномочий ЕИО, то, полагаю, можно ожидать коллапса на крупном непрерывном производстве, как минимум, на несколько дней.
Что касается нескольких ЕИО, то здесь ситуация как раз очень схожа с представителями по доверенности. Действуют стороны совместно или каждый самостоятельно – должно быть указано как в уставе общества, так и в ЕГРЮЛ.
Еще предстоит разобраться на практике, как применять новое законодательство. В настоящее время готовится законопроект по внесению изменений в федеральные законы о хозяйственных обществах, в которых планируется значительно детализировать аспекты деятельности органов управления хозяйственных обществ в свете новых норм ГК РФ.