марта
2015
Концессии: частная инициатива не наказуема
Какую поправку в ФЗ «О концессионных соглашениях» за последнее время Вы бы назвали ключевой?
Летом 2014 года был принят последний пакет поправок в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Ключевая поправка – возможность заключать концессионные соглашения по так называемой «частной инициативе» (дополнения в ст. 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» вступают в силу с 1 мая 2015 г.). Ранее инициировать заключение концессионного соглашения могло только государство.
Вопрос: Опишите порядок заключения концессионного соглашения по частной инициативе
Ответ: Закон предусматривает конкурентную процедуру обращения в орган исполнительной власти с предложением о заключении концессионного соглашения. Уполномоченный орган в течение 30 дней рассматривает такое предложение и представленный проект концессионного соглашения, и принимает одно из двух решений: о возможности заключения концессионного соглашения или об отказе в его заключении. Концессионное соглашение может быть заключено на предложенных инициатором условиях или орган исполнительной власти может вернуть документы на доработку. При положительном решении уполномоченного органа предложение о заключении концессионного соглашения публикуется в течение 10 дней. Если в 45-дневный срок от третьих лиц поступают заявки о готовности к участию в конкурсе, концессионер определяется в соответствии с проводимыми по нормам 115-ФЗ конкурсными процедурами. При отсутствии заявок о готовности к участию в конкурсе, концессионное соглашение может быть заключено на согласованных с инициатором условиях без проведения конкурса.
В каких еще странах применяется частная инициатива, есть ли особенности?
Частная инициатива по ГЧП-соглашениям применяется в большинстве стран мира (например, в Италии, США, Чили, Аргентине, Австралии). В ряде стран к инициатору применяются меры поощрения. В Чили инициатор концессии будет считаться победившим, если его ценовое предложение превышает лучшее предложение не более чем на 3–5% при условии, что после его обращения орган исполнительной власти провел конкурс. В Италии инициатор изначально не имеет преимуществ в виде бонуса, но в случае поступления лучшего предложения от третьего лица, обладает приоритетным правом заключить соглашение на условиях, которые содержало лучшее предложение (право последнего предложения). В Аргентине инициатору последовательно предоставляется сначала бонус, затем право последнего предложения. Наиболее распространенная мера компенсации затрат заявителя – изначальная фиксация в конкурсной документации (если проводится конкурс) объема компенсации затрат инициатора на подготовку проекта в случае, если не он будет являться победителем конкурса. Бремя компенсации расходов инициатора ложится на победителя конкурса.
А в России есть преференции? И как Вы оцениваете потенциал этой процедуры?
В российском законодательстве на сегодняшний день не предусмотрено предоставление каких-либо поощрений инициатору и не предусмотрена компенсация его затрат. В то же время механизм частной инициативы может быть оценен позитивно, поскольку с принятием поправок у инициатора есть шанс ускорить запуск проекта (при условии, что орган исполнительной власти примет решение о его реализации) и заключить соглашение без конкурса, если никто из потенциальных участников не заявит о своем намерении участвовать в конкурсе.