марта
2017
ФАС предлагает запретить государству покупать активы
Национальный план развития кoнкуренции будет стимулирoвать перехoд oт естественномoнопoльнoгo сoстoяния экoномики к конкурентному, говoрил руководитель ФАС Игорь Артемьев на коллегии службы в начале марта. Утвердить его ФАС предлагает указом президента.
Новый вариант проекта указа и плана на 2017–2019 гг. появился в правительстве в марте («Ведомости» ознакомились с содержанием, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Почти все разногласия сняты, утверждает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. По поручению правительства органы власти и ЦБ прорабатывают позицию по документу, говорит представитель Минэкономразвития.
Развивать конкуренцию ФАС предлагает, снижая долю государства в экономике, которая сейчас, по данным службы, доходит до 70% (если учесть и госкомпании), или хотя бы остановив расширение госсектора. Для этого ФАС хочет запретить государству приобретать активы на конкурентных рынках. Но есть исключения – запрет не распространяется на оборонные, стратегические предприятия, а также на решения президента или правительства. Также ФАС предлагает запретить создавать унитарные предприятия на конкурентных рынках, а к 1 февраля 2018 г. вообще отказаться от такой организационно-правовой формы.
Госкомпании, унитарные предприятия и их «дочки» должны ограничить покупку новых активов, предлагает ФАС. Прежний вариант плана был жестче – госкомпаниям предписывалось продать профильные активы на конкурентных рынках, но этот пункт исчез. Пока государство не мешает госкомпаниям расширяться, например разрешило «Роснефти» купить 60,16% обыкновенных акций «Башнефти».
ФАС просит Путина защитить конкуренцию от чиновников
В итоге – и это первый ключевой показатель плана – ФАС хочет, чтобы к 2020 г. в каждой отрасли была хоть одна компания, принадлежащая государству не больше чем на 25%. Хотя бы одна частная компания должна быть, комментирует Пузыревский. Нужно провести анализ, есть ли сейчас отрасли, в которых не представлен частный бизнес и почему, продолжает он, если же присутствие частных компаний невозможно, то обсуждать этот вопрос дополнительно. При анализе, по словам Пузыревского, может использоваться классификатор Росстата или другой: «Это будет обсуждаться».
Строго говоря, хотя бы одна частная компания есть в каждом виде деятельности, замечает Владимир Сальников из ЦМАКПа, только это может быть малая или микрокомпания, существующая только по документам. Компания может указывать как основной один вид деятельности, а реально заниматься другим, уточняет он. Необходимо учитывать и территориальный аспект – если товар производится исключительно для регионального рынка, то на федеральном уровне формально будет конкуренция, но реально ее может и не быть, предупреждает Сальников. Одна компания в отрасли ничего не решит, ведь с госкомпаниями ей сложно конкурировать на равных, замечает директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова: лучше ставить целью увеличение доли в отрасли или производстве до десятков процентов.
Многим даже крупным отраслям осталось совсем немного до поглощения государством, например нефтяной, замечает замдиректора Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева. С учетом тенденций последних лет не допустить полного огосударствления отдельных отраслей может оказаться непросто, считает она.
Другие два показателя плана: сократить вдвое число антимонопольных нарушений со стороны власти и удвоить долю закупок государства, госкомпаний и естественных монополий у малого бизнеса. Как будет достигнута вторая цель – изменением законодательства или стимулированием, – еще предстоит решить, уточнил замруководителя ФАС Рачик Петросян.
Ставка на госкомпании не сыграла
Естественных монополий должно становиться все меньше: план предлагает делать такие секторы, если это возможно, конкурентными, отказываться от тарифного регулирования. А за оставшимися следить жестче: в их закупках уменьшать долю единственного поставщика, принять единые принципы установления тарифов, а инвестпрограммы, финансируемые из тарифов, согласовывать с ФАС. Для почты и портов – принять правила недискриминационного доступа к их услугам.
Инвестпрограммы естественных монополий уже утверждает правительство, комментирует гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, в обсуждении, конечно, должна участвовать ФАС, но лучше бы окончательное заключение давали Минэкономразвития и профильные министерства, поскольку естественные монополии – это инфраструктура и вопрос социально-экономического развития. Развитие конкуренции – один из инструментов повышения эффективности экономики, но не самоцель, в некоторых случаях конкуренции быть не может или ее развитие противоречит более важным приоритетам, например локализации производства стратегической продукции, замечает зампред комитета по конкуренции РСПП Александр Ситников.
Экономика страдает от тотального огосударствления и национальный план – это глас вопиющего в пустыне, попытка привлечь внимание к проблеме, политизировать ее, считает бывший министр по антимонопольной политике, а ныне председатель совета потребителей по вопросам деятельности РЖД Илья Южанов. Но один федеральный орган мало что может сделать, а остальные министерства и ведомства выступят против него единым фронтом, полагает Южанов. Даже если план превратится просто в программное заявление о том, что правительство не считает приоритетом развитие госсектора, а, наоборот, хочет более широкого участия частного капитала в экономике, само по себе это будет важно, считает Авдашева.