апреля
2019
Механизм специнвестконтрактов предлагают усовершенствовать
В правительстве предлагают усовершенствовать механизм специнвестконтрактов. Для развития высокотехнологичного производства и стимулирования импортозамещения вводится новая модель отношений и процедуры отбора участников. Соответствующий пакет законопроектов внесён в Госдуму.
Поправки уточняют сам предмет СПИК в части внедрения и разработки передовых технологий, перечень которых будет утверждать правительство. Также закрепляется возможность проведения конкурсного отбора участников (открытого или закрытого). А круг участников контракта расширяется – теперь обязательным будет одновременное участие органов власти всех уровней в качестве сторон соглашения. Такие изменения планируют внести в закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (№ 488-ФЗ). При этом из закона исключается требование по минимальному объему инвестиций для возможности претендовать на заключение СПИК. А предельные сроки действия контрактов предлагают увеличить: до 20 лет для проектов с объемом инвестиций свыше 50 млрд руб. и до 15 лет для проектов до 50 млрд руб.
Кроме того, поправки вносят изменения в Бюджетный кодекс. Предлагается ввести особый режим, при котором в рамках СПИК будут предоставляться бюджетные субсидии на долгосрочной основе (более одного бюджетного периода). Это позволит гарантировать спрос на продукцию, произведённую в соответствии с условиями СПИК, при госзакупках товаров, работ и услуг, а также при закупках отдельными видами юридических лиц в негосударственном секторе, отмечается в пояснительной записке к соответствующему проекту.
Еще один проект закрепляет в Налоговом кодексе возможность применения льготы по налогу на прибыль для организаций, получивших статус налогоплательщика-участника СПИК, в течение всего срока действия контракта. Также в кодекс войдут сопутствующие ст. 25.16 и 284.8, которые определяют участников СПИК как налогоплательщиков и особенности применения к их доходам ставки налога. Это предусмотрено в целях раздельного регулирования региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.
Кроме того, предлагается ввести возможность раздельного учёта доходов и расходов, полученных или понесённых от деятельности в рамках контракта, и доходов (расходов) при другой деятельности для получения льготы по налогу на прибыль организаций.
В правительстве отмечают, что принятие поправок позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов по производству высокотехнологичных видов продукции, что в свою очередь позволит создать новые рабочие места и окажет положительное влияние на доходы регионов.
Предлагаемые нововведения участники рынка уже окрестили «СПИК 2.0». «В настоящее время в отношении механизма СПИК имеется правовая неопределенность в виде наложенного со стороны правительства моратория на его использование. Иногда этот мораторий точечно снимают, но это происходит весьма редко и эксклюзивно», - пояснил «Право.ru» партнер Vegas Lex Максим Григорьев. Поэтому поправки весьма ожидаемы крупным бизнесом, в том числе иностранным, отметил эксперт.
Он считает, что предлагаемые изменения будут полезны и бизнесу, и государству. Так, для предпринимателей выгодны очевидные преимущества контрактов: «замораживание» нормативных требований, установление четкого графика наращивания производства независимо от зачастую неожиданно меняющегося законодательства, а также другие возможности соглашений. Государство в этих отношениях также выигрывает, привлекая дополнительные инвестиции в инновационные технологии, капиталоемкие интеллектуальные права и эксклюзивные решения.
Вместе с тем у бизнеса есть и опасения в отношении механизма СПИК 2.0. Не все его нюансы сейчас ясны. «Для реализации проекта в рамках такого СПИК необходимо разработать или внедрить современные технологии, перечень которых будет утверждаться правительством. Что это будут за технологии, в каком порядке они будут включаться в соответствующий перечень пока не понятно», - отметил Григорьев.
Механизм СПИК действует с 2015 года, его ввели в действие законом «О промышленной политике в Российской Федерации» для стимулирования инвестиций в промышленное производство на территории страны. По условиям соглашения инвестор обязуется создать, модернизировать или освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок, а государство обеспечивает ему неизменность налоговых условий и других мер поддержки.
Статья доступна по ссылке: https://pravo.ru/news/210862/