01 апреля 2020 года Президент РФ подписал закон, который дополняет Закон о банкротстве1 статьей 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве".
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве – новый антикризисный инструмент по поддержанию российской экономики при чрезвычайных ситуациях. Пакет изменений регулирует запрет на возбуждение дел о банкротстве кредиторами, права и обязанности должников во время моратория, а также особенности дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся.
Срок моратория и виды экономической деятельности (категории должников), в отношении которых вводится мораторий, будут находиться в ведении Правительства. Ранее Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания им первоочередной адресной поддержки. Данный перечень включает в себя следующие виды деятельности:
02 апреля 2020 года Минэкономразвития РФ внесло на рассмотрение Правительства РФ проект постановления о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных категорий должников.
Мораторий планируется ввести в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей из приведенного выше перечня видов экономической деятельности, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции. Более того, актами Президента и Правительства РФ мораторий планируется распространить на системообразующие организации, стратегические предприятия и акционерные общества.
Мораторий будет действовать в течение 6 месяцев с момента официального опубликования постановления Правительства.3
Заявления кредиторов о признании должника банкротом |
Заявления кредиторов, не принятые к производству до введения моратория, а также поданные после его введения, подлежат возвращению арбитражным судом. Опубликованные уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом утрачивают силу со дня начала действия моратория. Новые сообщения опубликованию не подлежат. Уполномоченный орган получит право на подачу заявления по истечении 15 календарных дней после окончания моратория. |
Права и обязанности должников |
Приостанавливается обязанность должника (физических и юридических лиц) по подаче заявления о признании его банкротом. Применяются следующие последствия, предусмотренные статьей 63 Закона о банкротстве:
Не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке. Приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до моратория, но не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства. |
Особенности дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся |
Сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, выходящие за пределы обычной хозяйственной деятельности, признаются ничтожными. Периоды, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 19 и статьями 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве, исчисляются с даты введения моратория и включают в себя соответствующий период до введения моратория, период моратория, а также в течение одного года с момента прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве. Состав и размер денежных обязательств5 , возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, определяются на дату введения моратория. Размер таких обязательств, выраженных в иностранной валюте, определяется по наименьшему значению курса рубля, установленного ЦБ РФ на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве. Если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, принявших участие в собрании кредиторов, и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы, принявшие участие в собрании кредиторов, по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. |
Собрания (комитеты) кредиторов, участников строительства, собрания работников |
Собрания любого должника, в том числе не подпадающего под действие моратория, проводятся по решению арбитражного управляющего в форме заочного голосования. Заочное голосование может проводиться независимо от числа участников собрания. |
Закон направлен прежде всего на поддержание хозяйственной деятельности определенных категорий должников в период действия моратория, при условии сохранения активов в интересах кредиторов. Должники получат отсрочку по обязательству о подаче заявления о собственном банкротстве, что даст им дополнительное время для принятия антикризисных мер и возможность договориться с кредиторами.
Курс рубля к иностранным валютам является одним из основных факторов, влияющих на динамику банкротств в ряде секторов. Существенное изменение курса рубля признается исключительным обстоятельством для введения моратория наравне с техногенными и природными катастрофами. Кредиторы по требованиям в иностранной валюте не получат преимущества по курсовой разнице в течение трех месяцев после прекращения моратория. Таким образом, законодатель пытается защитить предприятия от резкого скачка размера обязательств из-за изменения курса рубля. В кризисы 2008 и 2014 гг. это явилось одной из главных причин массовых дефолтов.
Для текущих процедур предусмотрено проведение собраний кредиторов в заочной форме. Так, в условиях текущей пандемии коронавируса многие собрания кредиторов откладываются в связи с невозможностью их очного проведения. Допустимость заочного голосования позволит избежать необоснованного затягивания процедур банкротства должников, на которых не распространяется мораторий.
Введение моратория может привести к существенному увеличению количества дел о банкротстве сразу после его прекращения. Если дело о банкротстве будет возбуждено в течение трех месяцев после прекращения моратория, то с учетом положений закона о ничтожности сделок есть вероятность, что большая часть нетипичных сделок, совершенных должниками в период моратория, в частности по отчуждению имущества, будет оспорена кредиторами.
Такое положение делает организации, охватываемые мораторием, неполноценными участниками оборота и существенно сократит число их контрагентов. Даже если сделка является выгодной для должника, но ее стоимость превышает 1 % балансовой стоимости активов, она будет признана ничтожной в случае последующего банкротства компании. Это может существенно ограничить возможности должников по восстановлению бизнеса, особенно тех, кто работает в сегменте В2В (где средняя сумма контракта, как правило, выше). Основным способом реабилитации бизнеса для них законодатель, судя по всему, видит мировое соглашение с кредиторами, заключенное в период действия моратория.
Мораторий создает риски банкротства для контрагентов должников. В условиях приостановления исполнительных производств по имущественным требованиям и невозможности реализовать залоговое имущество кредиторы не смогут взыскать задолженность, в том числе возникшую до моратория. Возможна ситуация, при которой кредиторы не смогут отвечать по своим обязательствам, что приведет к их несостоятельности.
Введение моратория может повлиять и на статистику рассмотрения споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Во время моратория приостанавливается обязанность контролирующих лиц подавать заявление о признании должника, попавшего в правительственный перечень, банкротом. Однако требуется контролировать сроки подачи таких заявлений после прекращения моратория. Их несоблюдение может повлечь привлечение к субсидиарной ответственности на основании статьи 61.12 Закона о банкротстве.