В целях формирования единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел о применении таможенного законодательства, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 79 от 08 ноября 2013 года «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» арбитражным судам были даны соответствующие разъяснения (опубликовано на официальном сайте ВАС РФ 29 ноября 2013 года, далее – Постановление № 79).
Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные и практически значимые правовые позиции Постановления № 79.
1. Несоблюдение административной процедуры влечет отказ в принятии к рассмотрению искового заявления
Несоблюдение установленной Законом о таможенном регулировании процедуры подачи заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, суммы денежного залога, в том числе, непредставление в таможенный орган необходимых документов, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате сумм таможенных пошлин без рассмотрения применительно к ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (п. 2 Постановления № 79).
2. Исковое заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов может быть подано независимо от оспаривания решений таможенных органов, влияющих на уплату таможенных платежей
Как указал ВАС РФ, при рассмотрении требования о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решения таможенного органа (должностного лица), влияющие на уплату таможенных платежей, в частности, решения по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров. При этом такие требования могут быть заявлены в суд и в том случае, если к моменту обращения заявителя в суд соответствующие решения таможенного органа были отменены в порядке ведомственного контроля (п. 3 Постановления № 79).
3. Проценты за просрочку возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов взыскиваются с таможенного органа, в том числе в случае, когда просрочка вызвана проведением дополнительной таможенной проверки
ВАС РФ обратил внимание судов на то, что Законом о таможенном регулировании не предусмотрено возможности приостановления течения срока, установленного для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, для целей проведения в соответствии со ст. 69 ТК ТС дополнительной проверки представленных при декларировании документов и сведений. Следовательно, в случае нарушения срока возврата указанных денежных средств проценты, подлежащие уплате в связи с таким нарушением, взыскиваются судом и в том случае, если пропуск указанного месячного срока таможенный орган обосновывает проведением дополнительной проверки заявленных при декларировании сведений (напр., сведений о стране происхождения товаров, влияющих на предоставление тарифных преференций и, соответственно, на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования) (п. 4 Постановления № 79).
4. Направление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей за пределами установленного законом срока не влечет недействительность данного требования и не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей в пределах трехлетнего пресекательного срока
Как указал ВАС РФ, судам следует учитывать, что десятидневный срок направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, предусмотренный ч. 5 ст. 152 Закона о таможенном регулировании, не является пресекательным сроком, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. Соответственно, направление требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, но только если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 150 Закона о таможенном регулировании (п. 5 Постановления № 79).
5. Заявление в таможенной декларации неверного кода ЕТН ВЭД ТС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений, влияющих на классификацию товара, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ
Указание декларантом или его представителем в таможенной декларации неверного кода товарной номенклатуры, не связанное с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Что, однако, не исключает права таможенного органа предпринять меры по взысканию с декларанта неуплаченной или неполностью уплаченной суммы таможенных пошлин, налогов (п. 9 Постановления № 79).
6. Уплата декларантом или таможенным представителем недостающих таможенных платежей после регистрации таможенным органом ГТД, содержащей недостоверные сведения, не является основанием освобождения от административной ответственности, предусмотренной чч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ
Административное правонарушение, указанное в частях 2,3 ст. 16.2 КоАП РФ, следует считать оконченным с момента заявления при таможенном декларировании указанных сведений о товаре, то есть с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения, поскольку в силу п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация, становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности, для определения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении, не влияет на квалификацию деяния как оконченного правонарушения, а в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим административную ответственность (п. 11 Постановления № 79).
7. Перемещение через границу без разрешения таможенного органа нескольких групп товаров и (или) транспортных средств в рамках одной поставки квалифицируется как одно правонарушение, независимо от количества сопроводительных документов
ВАС РФ разъяснил, что при привлечении к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ, следует иметь в виду, что под перемещением товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля понимается физическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами данных границ. В случае перемещения в рамках одной поставки (то есть в одно и то же время одним и тем же лицом) без разрешения таможенного органа через указанные границы нескольких групп товаров и (или) транспортных средств, на каждую из которых имеются отдельные сопроводительные документы, действия нарушителя подлежат квалификации как одно правонарушение независимо от того, имеются ли документы на поставку в целом (п. 12 Постановления № 79).