Аналитика Аналитические обзоры

4
февраля
2014

"Новогодние" изменения в сфере корпоративных и государственных закупок

Представляем Вашему вниманию аналитический обзор «Новогодние» изменения в сфере корпоративных и государственных закупок».

28 декабря прошлого года Президент подписал Федеральный закон № 396-ФЗ (далее – Закон), внесший изменения в ряд нормативных правовых актов, посвященных осуществлению госзакупок. В частности, изменения коснулись положений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными лицами).

В соответствии с пояснительной запиской к Закону его цель – приведение законодательства Российской Федерации в сфере госзакупок в соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). В связи с этим большинство положений Закона вступило в силу с 1 января 2014 года, то есть с той же даты, что и Закон о контрактной системе.

Изменения Закона о защите конкуренции касаются в основном антимонопольных требований к закупочным процедурам, установленных статьей 17 Закон распространил действие статьи не только на торги и запросы котировок, но и на запрос предложений. Кроме того, был добавлен пункт 5, в соответствии с которым общие требования к закупочным процедурам теперь также применяются в отношении закупок, проводимых по Закону о закупках отдельными лицами.

Изменения коснулись также статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Теперь законодательство прямо предусматривает, что антимонопольный орган может рассматривать жалобы на действие лиц, осуществляющих закупки по Закону о закупках отдельными лицами.

Более существенные изменения затронули Закон о закупках отдельными лицами. Во-первых, расширилась сфера применения указанного закона: теперь его действие распространяются на бюджетные учреждения при наличии утвержденного и размещенного положения о закупке на сайте www.zakupki.gov.ru при осуществлении им закупок:

  • за счет грантов, передаваемых гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Во-вторых, Закон предусмотрел возможность Правительства РФ устанавливать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками. При этом Правительство может установить годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

С 1 января 2016 года также вступит в силу положение о последствиях неисполнения заказчиками требований по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие заказчики в течение года, следующего после неисполнения требований, должны будут руководствоваться при закупках Законом о контрактной системе, который предусматривает более строгие требования к процедурам закупок.

Закон о закупках отдельными лицами дополнен новой статьей 4.1, предусматривающей ведение реестра договоров, заключенных заказчиками. Данное положение вступит в силу с 1 января 2015 года. Порядок ведения указанного реестра будет устанавливаться Правительством РФ, а обязанности по его ведению возлагаются на Федеральное казначейство.

Закон также привел в соответствие законодательство РФ об административной ответственности. В связи с тем, что Закон о контрактной системе предусматривает более широкую сферу регулирования по сравнению с предыдущим законодательством о закупках, в КоАП были добавлены некоторые новые составы правонарушений. Например, Закон установил ответственность должностных лиц заказчика за неправомерное использование отдельных способов определения поставщика (конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых процедур).

Таким образом, принятие Закона подтверждает тренд на сближение правового регулирования корпоративных и государственных закупок. Принятые поправки имеют существенное значение для компаний-субъектов Закона о закупках отдельными лицами, так они предусматривают дополнительные требования по обеспечению прозрачности закупок и механизмы контроля за их совершением. Безусловно, принятие поправок ускорит формирование правоприменительной практики антимонопольного органа и судов по Закону № 223-ФЗ.


VEGAS LEX_Новогодние изменения в сфере корпоративных и государственных закупок

Скачать файл
Файл добавлен 12.08.2015
Презентация .pdf (591 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение