24 марта 2014 |
Коммерческие политики производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий: новые уроки для бизнеса
Представляем вашему вниманию аналитический обзор VEGAS LEX на тему «Коммерческие политики производителей лекарственных препаратов: новые уроки для бизнеса».
Практика ФАС России и судов в отношении необоснованных отказов от заключения договора продолжает развиваться. Несколько дел, рассмотренных ФАС России и судами в конце 2013 – начале 2014 года, содержат новые выводы и подходы к правоприменительной практике[1]. Кто находится в зоне риска?
Антимонопольный орган при проведении анализа состояния конкуренции дает оценку следующим обстоятельствам:
Таким образом, потенциально в зоне риска находятся, в частности[2]:
Как антимонопольный орган подтверждает долю рынка?
На определение доли рынка могут влиять различные факторы. Например, в качестве фактора, свидетельствующего о доминирующем положении хозяйствующего субъекта, может рассматриваться:
При проведении анализа конкуренции антимонопольный орган также учитывает, на каком рынке (оптовом или розничном) осуществляет деятельность хозяйствующий субъект. В целях более точного определения доли рынка хозяйствующего субъекта антимонопольный орган также часто обращается за консультациями к экспертным учреждениям[3]. Какие признаки могут указывать на ограничение конкуренции? Практика показала, что признаками необоснованного отказа от заключения договора могут являться: внутренние процедуры и политики хозяйствующего субъекта, если такие процедуры и политики: n не содержат четких критериев выбора и одобрения контрагента;
По мнению правоприменителей, для равного доступа к товару, обеспечения конкуренции на государственных закупках, а также снижения начальной (максимальной) цены контракта хозяйствующий субъект должен подтвердить поставку товара на отлагательных условиях (поставить препарат в случае победы дистрибьютора на аукционе) всем обратившимся к нему потенциальным контрагентам. При этом, согласно логике антимонопольного органа, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке и необоснованно отказывающий в поставке товара иным хозяйствующим субъектам:
Что делать дальше? В связи с тем что в практике ФАС России и судов вырабатываются единообразные подходы к рассмотрению дел об отказе в заключении договоров с дистрибьюторами, участникам рынка необходимо проверить существующие внутренние процедуры и политики взаимодействия с дистрибьюторами на предмет соответствия новым тенденциям правоприменительной практики. Также, при необходимости, следует адаптировать внутренние процедуры «комплаенса» к соответствующим изменениям. Одним из инструментов в данном случае может выступать система тренингов для персонала в отношении допустимых с точки зрения антимонопольного законодательства действий, а также в отношении потенциальных зон риска.
[1] См., например, http://fas.gov.ru/solutions/solutions_38702.html, http://kad.arbitr.ru/Card/b3bad694-2a11-4755-a713-9937ea6bbfa8. [2] Обращаем внимание, что ФАС России использует специальную методику для определения долей рынка хозяйствующих субъектов, содержащуюся в Приказе ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220. [3] Так, по одному из дел Общероссийская общественная организация нефрологов Российского диализного общества в ответ на запрос антимонопольного органа указала, что лекарственное средство одной из иностранных фармацевтических компаний относится к категории специальных растворов и не имеет аналогов других производителей. |
Связанные отрасли
VEGAS LEX_Коммерческие политики производителей лекарственных препаратов.Новые уроки для бинеса
Скачать файлФайл добавлен | 12.08.2015 |
Презентация | .pdf (398 Кб) |
VEGAS LEX_Legal Alert_(eng)_4_03_2014
Скачать файлФайл добавлен | 22.09.2015 |
Презентация | .pdf (432 Кб) |