30 мая 2017 |
Исполнение госконтрактов на поставку электроэнергии – ВС РФ разъяснил какой вариант неустойки применять
Для пресечения подобной практики вот уже более полутора лет Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике) действует в измененной редакции, которая предусматривает императивное начисление законной неустойки в размере 1/130 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Вместе с тем на практике поставщики энергоресурсов сталкиваются с неоднозначным судебным толкованием допустимости использования повышенной неустойки к отдельным категориям потребителей. Одним из ярких примеров подобной ситуации является применение повышенной неустойки к потребителям, которые потребляют электрическую энергию на основании заключенного государственного контракта. Верховным судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в деле № А37-499/2016 относительно недавно определена практика применения норм законодательства в указанной ситуации. Рассмотрим подробнее обстоятельства арбитражного дела, позиции участников спора и выводы ВС РФ, сделанные в порядке кассационного рассмотрения. Фактические обстоятельства возникшего спора Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее – Магаданэнерго, Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее – потребитель, государственное учреждение), Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту (договору на электроснабжение от 11.03.2016 № 9э217/10/01). Основным вопросом, подлежащим разрешению арбитражными судами, являлось определение законодательства, применимого к расчету неустойки. Общество произвело расчет неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования за каждый день просрочки исполнения обязательства по правилам, которые предусмотрены Законом об электроэнергетике. Потребитель ссылался на то, что применению подлежит размер 1/300 ставки рефинансирования, установленный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе). Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию Общества, указав на то обстоятельство, что Закон об электроэнергетике имеет специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, в силу этого при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Арбитражный суд Дальневосточного округа, отменяя состоявшиеся судебные акты, указал на необходимость использования Закона о контрактной системе при расчете неустойки в силу субъектного состава участников возникшего спора. Магаданэнерго не согласилось с выводами Арбитражного суда Дальневосточного округа и обратилось с кассационной жалобой в Судебную коллегию ВС РФ по экономическим спорам. Позиция заявителя при обращении с жалобой в ВС РФ 1. Правовое регулирование спорных отношений по поставке электрической энергии, в том числе и по определению размера неустойки за несвоевременную оплату, должно осуществляться из предмета заключенного между сторонами контракта. Именно Законом об электроэнергетике определяются правовые основы экономических отношений в сфере снабжения электроэнергией. 2. Изменения в Закон об электроэнергетике в части установления повышенного размера неустойки приняты для усиления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов и содержат необходимый комплекс мер, позволяющих системно воздействовать на негативную ситуацию в сфере расчетов за энергоресурсы. Позиция ВС РФ 1. В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него могут быть взысканы пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени процентной ставки от не уплаченной в срок суммы. 2. 05 декабря 2015 г. вступил в силу Закон № 307-ФЗ[1], в соответствии с которым в Закон об электроэнергетике внесены дополнения в части установления законной неустойки за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленной энергии в размере 1/130 процентной ставки, действующей на дату уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы. 3. Государственные учреждения не отнесены к числу потребителей, для которых отраслевое законодательство устанавливает сниженный размер неустойки (ТСЖ, ЖСК и иные лица). 4. Положения Закона об электроэнергетике в редакции Закона № 307-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Однако нормами Закона о контрактной системе специфика отношений в сфере энергоснабжения и конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере не учитываются. 5. Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию за период с 19.12.2015 по 06.04.2016 по государственному контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона об электроэнергетике в редакции Закона № 307-ФЗ. ВС РФ отдельно отметил, что позиция о приоритете повышенной неустойки по Закону об электроэнергетике над неустойкой по Закону о контрактной системе уже была отражена ранее в Обзоре судебной практики ВС РФ № 3 (2016), утвержденном Президиумом ВС РФ 19.10.2016. По итогам рассмотрения дела ВС РФ постановление суда кассационной инстанции отменил, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставил в силе. Таким образом, в очередной раз ВС РФ подтвердил приоритет повышенной неустойки за неисполнение обязательств по оплате электрической энергии, в том числе и для потребителей, заключивших договоры по Закону о контрактной системе. Следовательно, мы рекомендуем поставщикам энергоресурсов использовать правовые позиции, изложенные в Определении ВС РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016 при взыскании задолженности с потребителей-неплательщиков. [1] Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов". Данный аналитический обзор также опубликован на сайте BigPowerNews
|
Связанные услуги
Связанные отрасли
VEGAS LEX_Киселёв_Исполнение госконтрактов на поставку электроэнергии_05.2017
Скачать файлФайл добавлен | 30.05.2017 |
Презентация | .pdf (364 Кб) |