9 июля 2015 |
Специальный инвестиционный контракт: новелла российского законодательстваФедеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"[1] (далее – Закон о промышленной политике) предусматривается создание нового института для стимулирования промышленной деятельности в РФ – специального инвестиционного контракта. По специальному инвестиционному контракту (далее – СИК) инвестор в предусмотренный СИК срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а другая сторона – Российская Федерация или субъект РФ в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством РФ или законодательством субъекта РФ в момент заключения СИК. Специфика СИК в отличии от концессионных соглашений и соглашений о ГЧП состоит в том, что государство не осуществляет вложение бюджетных средств или имущества в объект инвестиций. Вместо этого оно создает инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта путем осуществления мер стимулирования. В результате экономический эффект от СИК для государства состоит в создании добавочного продукта, новых рабочих мест, налоговых поступлениях от нового бизнеса, а не в получении в собственность имущества. В свою очередь, инвестор получает возможность создать или расширить производство промышленной продукции в РФ на льготных условиях. Требования к инвестиционному проекту Требования, которые предлагается предъявлять к инвестиционному проекту, в отношении которого может быть заключен СИК, определены в разработанном Министерством промышленности и торговли РФ (далее – Минпромторг) проекте Постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка заключения специальных инвестиционных контрактов" (далее – Проект ПП РФ о порядке заключения СИК), который на настоящий момент еще не принят[2]. В соответствии с Проектом ПП РФ о порядке заключения СИК допустимо заключение СИК в отношении следующих типов инвестиционных проектов:
Кроме этого, инвестиционный проект должен соответствовать ряду требований, изложенных в таблице ниже: Таким образом, Проектом ПП РФ о порядке заключения СИК не устанавливается существенных ограничений в отношении продукции, которая может быть объектом СИК. Так, в проекте Закона о промышленной политике, принятом в первом чтении в Госдуме РФ, было установлено, что СИК может быть заключено в отношении продукции, не имеющей аналогов, производимых в РФ, либо продукции отраслей промышленности, имеющей приоритетное значение и др. В финальной редакции Закона о промышленной политике, подобные ограничения были исключены. В то же время установление негибких количественных требований к инвестиционным проектам не позволяет учесть их специфику и со значительной вероятностью существенно сокращает долю инвестиционных проектов, в отношении которых может быть заключен СИК. Так, например, при сохранении существующей редакции требований СИК не может быть заключен в отношении проектов, которые предполагают модернизацию производства на существующих площадях, даже если при этом будет приобретено полностью новое оборудование. Также затруднения может вызвать требование о доле приобретенных/созданных результатов интеллектуальной деятельности, поскольку зачастую инвестор обладает правами на них к моменту начала реализации инвестиционного проекта. Порядок заключения СИК СИК заключается в порядке, установленном Правительством РФ. Как было указано выше, Минпромторгом разработан Проект ПП РФ о порядке заключения СИК. Указанным проектом устанавливается следующий порядок заключения СИК. От имени Российской Федерации СИК по общему заключает Минпромторг[4]. В случае если к инвестору будут применяться меры стимулирования, предусмотренные региональными или муниципальными правовыми актами, то стороной СИК помимо Российской Федерации должны являться соответствующий субъект РФ или муниципальное образование, от имени которых действуют высший орган исполнительной власти РФ и глава муниципального образования соответственно. В целях заключения СИК инвестор направляет в Минпромторг заявление с приложением ряда документов, в том числе инвестиционного соглашения, бизнес-плана инвестиционного проекта, предлагаемого перечня мер стимулирования и перечня обязательств инвестора, а также информации о промышленной продукции, объеме инвестиций, планируемых результатах и др. В то же время предлагаемый Проектом ПП РФ о порядке заключения СИК перечень требует корректировки, поскольку отдельные документы могут отсутствовать у инвестора (например, инвестиционное соглашение в случае, если планируется реализация инвестпроекта без привлечения иных лиц). Представленные потенциальным инвестором заявление и документы направляются в межведомственную комиссию по оценке возможности заключения СИК. Межведомственная комиссия выдает заключение о возможности заключения СИК с инвестором, в котором также определяется ряд существенных условий СИК, в частности перечень применяемых к инвестору мер стимулирования, объем инвестиций и др. В то же время Проектом ПП РФ о порядке заключения СИК не определено, чем руководствуется межведомственная комиссия при принятии решения о заключении/отказе в заключении СИК. Кроме того, не регламентирован срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов потенциального инвестора. Получению заключения межведомственной комиссии должно предшествовать предварительное общественное обсуждение инвестиционных проектов. Порядок проведения такого обсуждения должен определяться Минпромторгом, однако на настоящий момент указанный документ не разработан. С учетом того, что при проведении предварительного общественного обсуждения должно быть исключено разглашение коммерческой тайны, а в большинстве случаев основная часть информации об инвестпроекте является таковой, не ясно, каким будет предмет и цель такого обсуждения. Заключение межведомственной комиссии и проект СИК направляются инвестору. Инвестор вправе направить протокол разногласий, но только в части условий, не определенных в решении межведомственной комиссии. В случае неполучения Минпромторгом от инвестора подписанного контракта или протокола разногласий в течение 20 рабочих дней с момента направления заключения, инвестор считается отказавшимся от подписания контракта, что однако не влечет для него каких-либо негативных последствий. СИК может быть заключен на срок не более 10 лет. Конкретный срок действия СИК определяется как срок выхода проекта на проектную операционную прибыль, увеличенный на пять лет. Помимо срока, в СИК должны содержаться следующие обязательные условия:
СИК должен заключаться по типовым формам, утвержденным для отдельных отраслей промышленности. Минпромторгом разработан проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении типовой формы специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности"[5] (далее – Проект ПП РФ о типовой форме СИК). Указанный проект касается в том числе машиностроения, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, электронной промышленности. В типовом контракте определяются обязательства инвестора, публичной стороны, а также порядок расторжения СИК. В частности, в случае неисполнения Российской Федерацией ее обязательств по СИК, а также в случае принятия Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием нормативно-правового акта, ограничивающего применение к инвестору льгот и преференций, установленных СИК, СИК расторгается в судебном порядке по требованию инвестора. Указанная формулировка вызывает ряд вопросов. Во-первых, инвестору предоставляется возможность только расторгнуть СИК, но не изменить его или применить к публичной стороне меры ответственности, что не всегда соответствует интересам инвестора. Во-вторых, не устанавливаются последствия нарушения обязательств со стороны субъекта РФ или муниципального образования по СИК (кроме случаев внесения изменений в акты, устанавливающие меры стимулирования). В связи с этим, данная формулировка не в полной мере соответствует интересам инвестора. Гарантии и меры стимулирования инвестора Гарантии и меры стимулирования могут предоставлять не только инвестору, но и иным указанным в СИК лицам. При этом ни в Законе о промышленной политике, ни в проектах Постановлений Правительства РФ не разъясняется, кем могут быть указанные лица и каков их статус. Законом о промышленной политике предусматриваются следующие гарантии для инвестора и иных указанных в СИК лиц:
В соответствии со статьей 16 Закона о промышленной политике обязательством публичной стороны СИК является осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных СИК, в отношении инвестора и (или) иных указанных в СИК лиц. Меры стимулирования инвестора устанавливаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В случае если к инвестору будут применяться меры стимулирования, предусмотренные региональными или муниципальными правовыми актами, то стороной СИК помимо Российской Федерации должны являться соответствующий субъект РФ или муниципальное образование. В соответствии с Проектом ПП РФ о порядке заключения СИК инвестор в заявлении о заключении СИК указывает предлагаемый перечень мер стимулирования из числа мер, указанных в типовой форме СИК, а также иные меры стимулирования, предусмотренные федеральным, региональным и местным законодательством. В то же время в соответствии с пунктом 7 Проекта ПП РФ о порядке заключения СИК межведомственная комиссия вправе отказать во включении в СИК предложенной инвестором меры стимулирования, если она не предусмотрена типовой формой СИК. Таким образом, включение в СИК мер стимулирования, не предусмотренных типовой формой, будет затруднительным. Меры стимулирования, которые могут применяться к инвестору и (или) иному указанному в СИК лицу, в сферах машиностроения, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, электронной промышленности определены в Проекте ПП РФ о типовой форме СИК. Указанным документом предусматривается возможность применения к инвестору следующих мер стимулирования:
Стоит отметить, что региональные инвестиционные проекты могут быть реализованы только на территории 15 субъектов РФ (ст. 25.8 НК РФ). В связи с этим не ясно, каким образом будут предоставляться льготы инвестору, заключившему СИК и реализующему инвестиционный проект на территории иного субъекта РФ.
Кроме указанных выше мер стимулирования, СИК может быть предусмотрен ряд обязательств публично-правовых образований, улучшающих положение инвестора:
Из Закона о промышленной политике, а также проектов актов, направленных на регулирования конструкции СИК, неясно, каким образом будет осуществляться получение лицензий, согласований по ускоренной процедуре, а также в чем будут состоять льготные условия пользования имуществом. Таким образом, Проектом ПП РФ о типовой форме СИК предусмотрено значительное количество льгот для инвесторов, заключивших СИК. В то же время существующая в настоящий момент формулировка указанных льгот требует доработки для обеспечения большей привлекательности конструкции СИК для инвесторов. Кроме того, в целях обеспечения функционирования конструкции СИК требуется определение в законодательстве порядка предоставления и содержания каждой из предусмотренных льгот. Практика покажет Появление в российском законодательстве института специального инвестиционного контракта является, безусловно, позитивным нововведением. Но для обеспечения его функционирования необходимо комплексное проработанное и непротиворечивое нормативное регулирование. В то же время разработанные на текущий момент проекты нормативно-правовых актов, уточняющие процедуру заключения и исполнения специальных инвестиционных контрактов, содержат ряд пробелов и противоречивых положений. Кроме того, ими существенно ограничивается круг инвестиционных проектов, в отношении которых может быть заключен специальный инвестиционный контракт. Таким образом, указанный механизм требует корректировок для упрощения возможности его практической реализации и увеличения его привлекательности для инвесторов [1] Вступает в силу 30 июня 2015 года. [2] http://regulation.gov.ru/project/24546.html [3] Под обрабатывающим производством в ОКВЭД понимаются виды деятельности по переработке материалов, веществ или полуфабрикатов в новую продукцию с использованием механических, физических или химических процессов производства. Виды деятельности, относящиеся к обрабатывающему производству, определены в разделе D ОКВЭД (ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) [4] В типовой форме СИК для отдельной отрасли промышленности полномочия по заключению СИК могут быть переданы иному федеральному органу исполнительной власти. [5] http://regulation.gov.ru/project/24548.html?point=view_project&stage=2&stage_id=17362 [6] http://regulation.gov.ru/project/25464.html?point=view_project&stage=1&stage_id=8420 |
Связанные отрасли
VEGAS LEX_Специальный инвестиционный контракт_новелла российского законодательства_06.2015
Скачать файлФайл добавлен | 09.07.2015 |
Презентация | .pdf (1,3 Мб) |