Аналитика Аналитические обзоры

24
апреля
2017

Дифференциация ответственности за антиконкурентные соглашения

Александр Ситников, Управляющий партнер

Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Антиконкурентные соглашения.JPGФедеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено несколько разновидностей запрещенных антиконкурентных соглашений (картели, вертикальные соглашения, иные соглашения). Данные разновидности существенно отличаются друг от друга по степени негативного воздействия на конкуренцию и уровню общественной опасности. Вместе с тем до последнего момента меры административного взыскания, которые могли быть применены к лицам, заключившим любое из указанных антиконкурентных соглашений, ничем не отличались между собой.

17 апреля 2017 года был принят Федеральный закон № 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – Закон)[1]. Указанным Законом внесены существенные правки в статью 14.32 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), устанавливающую ответственность за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление недопустимых согласованных действий. В результате принятия Закона ответственность за указанные действия будет дифференцирована в зависимости от существенности нарушения.

Ниже мы приводим сравнительную таблицу, наглядно отображающую изменения, произошедшие в регулировании административной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление недопустимых согласованных действий.

 


 

Вид нарушения

Ответственность до вступления Закона в силу

Ответственность в соответствии с Законом

1.

Заключение картельного соглашения либо участие в нем (за исключением картеля на торгах)

Должностное лицо:

Штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей; или

Дисквалификация на срок до трех лет

Юридическое лицо:

Штраф

- в размере от 1 до 15%:

  • размера выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение; или
  • размера суммы расходов на приобретение товара, на рынке которого совершено нарушение; ИЛИ

- в размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров.

Размер штрафа снижается до 0,3–3 % от суммы выручки нарушителя от реализации товара либо суммы расходов нарушителя на приобретение товара в случае, если:

- сумма выручки от реализации такого товара либо расходов нарушителя на его приобретение превышает 75% совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров; или

- реализация товаров осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Минимальный размер штрафа – 100 000 рублей

Должностное лицо:

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей; или

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Юридическое лицо:

Штраф в размере от 3 до 15%:

- размера выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение; или

- размера суммы расходов на приобретение товара, на рынке которого совершено нарушение.

Минимальный размер штрафа – 100 000 рублей

2.

Заключение картеля на торгах[2] либо участие в нем;

Заключение соглашения между заказчиками и участниками торгов, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников торгов, либо участие в таком соглашении

Должностное лицо:

Штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей; или

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Юридическое лицо:

Штраф в размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров.

Минимальный размер штрафа – 100 000 рублей

3.

Заключение недопустимого вертикального соглашения либо участие в нем

Должностное лицо:

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 рублей; или

Дисквалификация на срок до одного года

Юридическое лицо:

Штраф в размере от 1 до 5 %:

- размера выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение; или

- размера суммы расходов на приобретение товара, на рынке которого совершено нарушение.

Минимальный размер штрафа – 100 000 рублей.

Размер штрафа снижается до 0,2–2 % от суммы выручки нарушителя от реализации товара в случае, если:

- сумма выручки от реализации такого товара либо расходов нарушителя на его приобретение превышает 75% совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров; или

- реализация товаров осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

В этом случае минимальный размер штрафа составляет 50 000 рублей.

4.

Заключение запрещенного антиконкурентного соглашения, за исключением соглашений, указанный в пунктах 1–3 выше, либо участие в таком соглашении

Должностное лицо:

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 рублей

Юридическое лицо:

Штраф в размере от 1 до 5 %:

- размера выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение; или

- размера суммы расходов на приобретение товара, на рынке которого совершено нарушение.

Минимальный размер штрафа – 100 000 рублей.

Размер штрафа снижается до 0,2–2 % от суммы выручки нарушителя от реализации товара в случае, если:

- сумма выручки от реализации такого товара либо расходов нарушителя на его приобретение превышает 75% совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров; или

- реализация товаров осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

В этом случае минимальный размер штрафа составляет 50 000 рублей

5.

Недопустимая координация экономической деятельности

Должностное лицо:

Штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей; или

Дисквалификация на срок до трех лет

Должностное лицо:

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей; или

Дисквалификация на срок до трех лет

Юридическое лицо:

Штраф в размере от 1 000 000 до 5 000 000 рублей

Юридическое лицо:

Штраф в размере от 1 000 000 до 5 000 000 рублей

Граждане:

Штраф в размере от 40 000 до 30 000 рублей.

6.

Осуществление недопустимых согласованных действий

Должностное лицо:

Штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей; или

Дисквалификация на срок до трех лет.

Юридическое лицо:

Штраф

- в размере от 1 до 15%:

  • размера выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение; или
  • размера суммы расходов на приобретение товара, на рынке которого совершено нарушение; ИЛИ

- в размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров.

Размер штрафа снижается до 0,3–3 % от суммы выручки нарушителя от реализации товара либо суммы расходов нарушителя на приобретение товара в случае, если:

- сумма выручки/расходов нарушителя превышает 75% совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров; ИЛИ

- реализация товаров осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Минимальный размер штрафа – 100 000 рублей

Должностное лицо:

Штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Юридическое лицо:

Штраф в размере от 1 до 3 %:

- размера выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение; ИЛИ

- размера суммы расходов на приобретение товара, на рынке которого совершено нарушение.

Минимальный размер штрафа – 50 000 рублей.

Размер штрафа снижается до 0,1–1 % от суммы выручки нарушителя от реализации товара в случае, если:

- сумма выручки от реализации такого товара либо расходов нарушителя на его приобретение превышает 75% совокупного размера выручки нарушителя от реализации всех товаров; или

- реализация товаров осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

В этом случае минимальный размер штрафа также составляет 50 000 рублей.

7.

Заключение антиконкурентного соглашения органом государственной власти или органом местного самоуправления, либо осуществление им недопустимых согласованных действий

Должностное лицо:

Штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей; или

Дисквалификация на срок до трех лет

Ответственность за данное нарушение не изменилась


Таким образом, в результате принятия Закона вырастет размер административной ответственности за следующие нарушения:

  • картель (за исключением картеля на торгах) – увеличится минимальный размер штрафа для должностных лиц и минимальный срок дисквалификации. Для юридических лиц также вырастет минимальный размер налагаемого штрафа (с 1% до 3% выручки/расходов). Кроме того, исключается возможность применения сниженного размера штрафа для случаев, когда товар реализуется по регулируемым ценам, либо выручка от продажи товара, на рынке которого совершено нарушение, составляет значительную долю (более 75%) в совокупной выручке нарушителя. Если ранее в указанных случаях размер штрафа не мог превысить 3% размера выручки/расходов на соответствующем рынке, то теперь он может достигать до 15% от такой выручки/расходов. Соответственно, для компаний, осуществляющих деятельность преимущественно на одном рынке, размер потенциальных санкций за картельное нарушение существенно возрастет;
  • картель на торгах – увеличится минимальный срок дисквалификации должностных лиц. Кроме этого, по аналогии с иными картелями исключается возможность применения сниженного размера штрафа для случаев, когда товар реализуется по регулируемым ценам либо выручка от продажи товара, на рынке которого совершено нарушение, составляет значительную долю (более 75%) в совокупной выручке нарушителя;
  • недопустимая координация экономической деятельности – вводится административная ответственность за указанное нарушение для граждан, а также увеличивается минимальный размер штрафа для должностных лиц.

В то же время Законом смягчается ответственность за следующие антимонопольные нарушения:

  • недопустимые вертикальные соглашения – снижается размер штрафа, а также срок дисквалификации для должностных лиц. Для юридических лиц существенно снижается максимальный размер штрафа (с 15% до 5%). При этом сохраняется возможность применения сниженного размера штрафа для случаев, когда товар реализуется по регулируемым ценам либо выручка от продажи товара, на рынке которого совершено нарушение, составляет значительную долю (более 75%) в совокупной выручке нарушителя. При этом максимальный размер штрафа в указанной ситуации также уменьшен и составляет 2% от размера выручки/расходов (вместо 3%, как было ранее);
  • иные антиконкурентные соглашения – исключается возможность применения дисквалификации, а также снижается размер штрафа для должностных лиц. Для юридических лиц размер административной ответственности за иные антиконкурентные соглашения изменяется аналогично изменениям в отношении вертикальных соглашений, описанным выше;
  • недопустимые согласованные действия – исключается возможность применения дисквалификации, а также снижается размер штрафа для должностных лиц. Для юридических лиц максимальный размер штрафа снижается до 3% (вместо 15%, как было ранее). Сохраняется возможность применения сниженного размера штрафа для случаев, когда товар реализуется по регулируемым ценам либо выручка от продажи товара, на рынке которого совершено нарушение, составляет значительную долю (более 75%) в совокупной выручке нарушителя. При этом максимальный размер штрафа в указанной ситуации также уменьшен и составляет 1% от размера выручки/расходов (вместо 3%, как было ранее).

Таким образом, Законом проведена существенная дифференциация ответственности за заключение антиконкурентных соглашений и осуществление согласованных действий, которая должна позволить справедливо учитывать степень их опасности и негативного воздействия на состояние конкуренции.


[1] Закон вступит в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования.

[2] Под картелем на торгах понимается соглашение между конкурентами, приводящее к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

VEGAS LEX_Дифференциация ответственности за антиконкурентные соглашения_04.2017

Скачать файл
Файл добавлен 24.04.2017
Презентация .pdf (1,9 Мб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение