3 февраля 2015 |
Верховный суд разрешил вводить ограничение энергоснабжения для военныхАлександр Ситников, Управляющий партнер Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики "Ресурсы. Промышленность. Реструктуризация"
На рынке снабжения электрической энергии долгое время копилась задолженность потребителей Министерства Обороны РФ. При этом, исходя из того обстоятельства, что указанные потребители обслуживались "собственным" гарантирующим поставщиком (ГП) – ОАО "Оборонэнергосбыт", у основного ГП в регионе практически не было возможности повлиять на неплательщиков. Однако на сегодняшний момент правоприменительная практика встала на сторону поставщиков электрической энергии. В деле № А52-2865/2013 судами рассматривался преддоговорной спор между обществом "Псковэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт". Основные разногласия между сторонами возникли из-за позиции основного ГП о возможности введения частичного ограничения энергоснабжения воинских частей не ниже уровня аварийной брони, а также о возможности отказа от договора энергоснабжения на основании пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ОПФРР № 442). Позиция ОАО "Оборонэнергосбыт" сводилась к обязательности применения к отношениям сторон пункта 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства"[1] (далее – Указ № 1173). Таким образом, общество "Оборонэнергосбыт" полагало невозможным вводить ограничения энергоснабжения оборонных объектов, так как указанные действия подрывают безопасность государства. По мнению ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу Указа № 1173 не допускается не только полное ограничение энергоснабжения военных объектов, но и частичное. Позиция ОАО "Псковэнергосбыт" заключалась в том, что нормы ОПФРР № 442 являются специальными по отношению к Указу Президента № 1173, поэтому как введение ограничения энергоснабжения, так и отказ от договора энергоснабжения в случае неоплаты поставленной электроэнергии являются законными и обоснованными.
Из этого следует, что ОАО "Псковэнергосбыт" настаивало на возможности введения частичного ограничения энергоснабжения военных объектов. В Определении ВС РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013 Верховный суд согласился с позицией суда кассационной инстанции о верности позиции основного ГП и указал следующее: в соответствии с пунктом 18 ОПФРР № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению (далее – Приложение[2]), частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил[3] не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. Согласно пункту 4 Приложения воинские части Министерства обороны Российской Федерации относятся к категории таких потребителей.
Пунктом 2 Указа № 1173[4] на Правительство Российской Федерации фактически возложено исполнение требований, содержащихся в пункте 1 Указа. В обоснование верности правовой позиции ОАО "Псковэнергосбыт" указано, что пункты 17 и 18 ОПФРР № 442 не признаны недействующими как противоречащие нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, в частности Указу № 1173. В связи с этим основания для неприменения положений данных пунктов к отношениям сторон отсутствуют.
Как следует из указанного Определения ВС РФ суд придерживается позиции о допустимости применения к потребителям Министерства обороны общих положений действующего законодательства о введении ограничения энергоснабжения и отказа от договора при неоплате электрической энергии.
[1] Считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
|
Связанные отрасли
VEGAS LEX_Верховный суд разрешил вводить ограничения энергоснабжения для военных_02.2015
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (1,3 Мб) |